Лицом к лицу |
Ольга Георгиева: «Еще до рождения я посещала репетиции»
В последние годы в культурной жизни республики наметилась тенденция - артисты, художники, представители иных творческих профессий, чувствуя свою невостребованность на родине, покидают Сыктывкар и находят себя в Москве, Санкт-Петербурге и других российских городах. Последний пример - отъезд в Питер солистов Владимира Юрковского и Ольги Сосновской. Но в городе на Неве учатся и «будущие звезды», со временем планирующие вернуться в Сыктывкар и выступать на сцене наших театров. Возможно, одной из них станет студентка Санкт-Петербургской консерватории имени Н. Римского-Корсакова Ольга Георгиева. На майские праздники она приехала домой.
- Ольга, почему в то время, когда многие уезжают из Сыктывкара, ты, наоборот, хочешь вернуться в наш театр, где уже выступала до поступления в консерваторию?
- К республиканскому театру оперы и балета я имею самое непосредственное отношение. Еще до своего рождения я «посещала» репетиции и «участвовала» в худсоветах. Правда, тогда я была еще у мамы в животе. Я долгожданный, поздний и единственный ребенок. Голосом я в маму, а любовью к пластике и своим танцевальным дарованием - в папу. Кстати, я - болгарский коми «кадр» - примерно десять лет пропела в украинском хоре под управлением Натальи Масановой, а проще говоря, моей мамы. Поступив в училище искусств, я работала в хоре театра оперы и балета, а закончив его, поехала в Санкт-Петербург. Хотя хотела учиться в Перми, но мама сказала: «В Питер!» Пришлось ехать туда. Теперь-то я, конечно, понимаю, что мама была права. Пермь - это, конечно, прекрасно, но Питер, простите, - это Питер.
- Итак, много ли в питерской консерватории учится наших студентов?
- Питер довольно охотно принимает ребят из Коми. Многие мои одноклассники получают высшее образование в разных вузах северной столицы, и в консерватории есть наши ребята: Паша Напалков, Ефим Расторгуев, Алексей Лавров. Мы дружим, но Питер - большой город, и каждый выживает по-своему. Все заняты: кто учебой, а кто-то уже устраивает свою судьбу в театре. Получилось так, что я - единственная девушка из Коми на вокальном отделении консерватории. Мальчиков здесь обучалось довольно много, а девчонки поступают сюда редко, так как отбор жесткий. У меня просто хватило терпения отстоять свое «место под солнцем». Я поступала три раза в течение двух лет, и все это время училась на подготовительных курсах.
- Сложно ли учиться в Питере, и в чем эти сложности?
- Для меня - несложно. Консерватория - это специфический вуз, в котором нет изнуряющих предметов и чрезмерных нагрузок. Практически все предметы связаны с пением: оперный класс, камерный класс, танец, актерское мастерство, оперная студия... В отличие от других консерваторий России, здесь отличная оперная студия с залом на тысячу мест, с симфоническим оркестром и хором. Так что можно сразу участвовать в спектаклях, попробовать свои силы, по существу, в настоящем оперном театре. А это очень важно для начинающего певца, и вообще, здорово!
- Поддерживаете ли вы отношения с выходцами из Коми?
- К своему стыду, я с коми «диаспорой» не знакома. Я думаю, у них кипит интересная жизнь, но мне пока не до того. А наших солистов, конечно, знаю и вижу часто. Владимир Ванеев успешно преподает в консерватории, является солистом Мариин- ского театра, я часто посещаю его спектакли. С Ольгой Сосновской и Владимиром Юрковским всегда общалась в Сыктывкаре, а теперь, после их переезда в Питер, буду с ними видеться чаще. И это радует.
- Вы следите за культурной жизнью в Коми? И как она выглядит, если посмотреть со стороны? В чем ее отличие от питер ской?
- Да, я всегда в курсе серьезных музыкальных событий Сыктывкара. Со стороны я вижу, что в последние годы театр стал активно выезжать на гастроли. Могу сказать, что мало какой театр гастролирует, как сыктывкарский, - всем коллективом, а это хор, оркестр и балет. Сегодня такое могут себе позволить только Мариинка и Большой театр в Москве. Публика, конечно, отличается, даже сравнивать нечего. Как-то мы с классом моего педагога Нины Арсентьевой пели концерт в обществе помощи инвалидам, переживали, что нас с нашими оперными ариями не поймут простые бабушки. Но нас успокоили, сказав, что все эти бабушки имеют абонементы в театр, филармонию, концертные залы. Оказывается, они видели молодыми многих теперешних звезд и до сих пор записывают фамилии понравившихся исполнителей. Сыктывкарскую публику тоже трудно удивить, ведь в столице Коми работают отличные солисты, ставятся хорошие спектакли. Но наш театр существует всего полвека, а это довольно небольшой срок. В Санкт-Петербурге у театра вековые традиции. Поэтому тягаться с ними сложно.
- После окончания консерватории ты планируешь вернуться в Сыктывкар. Чем объясняется такое решение?
- Я не хочу загадывать на будущее, моя задача сейчас - стать хорошим профессионалом. А глядя на сегодняшних выпускников консерватории, могу сказать, что все прекрасно устраиваются и в Питере, и за границей, и в разных городах России. Образование, которое я получаю, ценится во всем мире. В том числе и в Сыктывкаре.
- В Интернете, социальной сети «в контакте» ты создала группу «Богема Сыктывкара». У нас в городе есть своя богема?
- Конечно же, здесь есть своя богема. Это композиторы, художники, певцы, танцоры и поэты. Я собрала их вместе, чтобы обсуждать интересные темы.
- Какие свои достижения на питерской или российской сцене ты можешь назвать?
- 30 декабря 2007 года я впервые вышла на столичную сцену в опере Обера «Черное домино», а после этого сыграла еще в двух спектаклях с главным дирижером театра при консерватории Александром Сладковским. В конце апреля в этом же театре я спела Мерседес в опере Бизе «Кармен». Дирижировал Марис Янсонс. Встреча и работа с этими дирижерами - для меня большая честь и большая удача.
- Какие партии ты хотела бы исполнить?
- Вообще, я мечтаю исполнить партию принцессы Турандот в одноименной опере Верди. Это моя мечта и мой стимул расправиться со всеми вокальными трудностями. Лирика, конечно, тоже хорошо, но по душе мне внушительные персонажи Вагнера, «вердиев- ские» дамы типа леди Макбет или Абигаиль, но пока приходится только мечтать и петь менее трудные произведения. Все эти партии с большим удовольствием спою для сыктывкарской публики.
- Что, на твой взгляд, необходимо нашему музыкальному театру, чтобы стать лучше?
- Прежде всего, пора улучшить техническое оснащение по образцам европейских театров. Это мониторы за кулисами, подзвучка, подвижность сцены, новое световое оборудование и так далее. Театр - это, прежде всего, зрелище. В республике не хватает высшего музыкального учебного заведения, которое решало бы многие кадровые проблемы хора, оркестра и балета нашего театра.
- Интересно, а что слушают студенты консерватории? Только классику или эстраду и рок тоже? Хватает ли времени, чтобы куда-то ходить, читать, смотреть?
- Все проводят свободное время по-разному. Я, например, часами просиживаю в интернете на сайте youtube.com - это кладезь для музыканта. Времени хватает и на посещение питерского Дома кино, где часто показывают фильмы о деятелях культуры прошлого. Вот совсем недавно в Доме кино был фестиваль фильмов о Рудольфе Нуриеве. Я не только познакомилась с жизнью танцора, но и узнала о его великой партнерше Марго Фантей. С большим удовольствием посещаю постановки в драматических театрах. И на всех концертах и спектаклях встречаю очень много наших студентов.
- Помнишь ли ты свой первый выход на сцену?
- Честно говоря, первый выход не помню. Но помню изнурительные спектакли и репетиции «Мадам Баттерфляй». Мне тогда было года четыре, и я играла маленького сына Баттерфляй. Спектакль длинный, а мой персонаж нужен был до конца спектакля, так что помню только дикую усталость. Потом была роль маленькой русалочки в опере Даргомыжского «Русалка» и много-много подобных маленьких ролей. Работа в театре меня очень увлекала. Я участвовала во всем: в новогодних представлениях, сказках, опереттах. Хватала все на лету. Я прекрасно понимала, что чем больше проводишь времени на сцене, тем быстрее всему научишься. Я спела всех моржей, всех поросят, цыплят, зайцев. Первую большую роль я сыграла, когда училась в училище искусств и работала в хоре театра. Это партия Стасси в оперетте Кальмана «Сильва». Этот спектакль я спела с Михаилом Журковым, Геннадием Муралевым и солисткой, обладательницей прекрасного драматического сопрано Еленой Лагодой. В спектакль меня «вводил» Геннадий Муралев, и, несмотря на наличие достаточно сложных танцевальных па и полное отсутствие у меня опыта, он просто «выжал» из меня эту партию. Заставил поверить в себя и просто работал со мною, даря свой опыт.
- Поскольку твои родители занимались музыкой, то, наверное, уже было предначертано, что ты пойдешь по их следам. Или все же были сомнения при выборе профессии?
- Сомнений в выборе специальности не было, ведь с утра до ночи я находилась в театре. Очень любила балетный класс и сцену. Много лет пела в украинском хоре, можно сказать, выросла в нем. Благодаря постоянной занятости, меня не коснулись проблемы тинейджеров - наркотики, выпивка, странные компании. Мне просто было некогда. Вместе с украинским хором я побывала в разных странах. Большую роль в моей судьбе сыграла моя мама. Я пела во всех ее коллективах. Моя мама - Наталья Масанова - главный хормейстер театра оперы и балета, мой ангел-хранитель и первый советчик во всех моих делах.
- Артисты театра часто жалуются на бедность. Как ее побороть? Виноваты сами артисты или государство?
- Это не секрет, что зарплаты артистов просто смешные. И без поддержки государства эту проблему не решить. Конечно, должны быть заинтересованные люди, которые бы помогали театру. Жаль только, что меценатство нынче не в моде. Оперный театр - это дорогое удовольствие, но оно того стоит.
Справка МС:
Ольга Ивановна Георгиева родилась в 1984 году в городе Ухте. В 1991 году поступила в среднюю школу в Сыктывкаре и одновременно с этим в музыкальную школу по классу хорового пения. В 1999 году окончила музыкальную школу, а в 2000 г. - среднюю школу. Поступила в училище искусств на вокальное отделение в класс Сергея Маркова, а затем продолжила обучение в классе Марата Козлова. В 2004-м окончила училище искусств и поступила на подготовительные курсы Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова. В 2006 году поступила на основной курс консерватории. Участвует в спектаклях и концертах оперного театра при консерватории. Во время учебы в Сыктывкаре работала в театре оперы и балета артисткой хора, принимала участие в спектаклях. Участвовала и побеждала в международных и всероссийских музыкальных конкурсах. Беседовал Артур Артеев
добавить комментарий |
|