Постфактум |
Дополнительное не значит второстепенное Системе внешкольного образования - 90 лет
Минувший уик-энд в Сыктывкаре был отмечен необычным парадом на Стефановской площади. Утром в субботу перед трибуной возле памятника Ленину маршем прошли участники военно-спортивной игры «Зарница» и красавицы мажоретки, гарцевали на лошадях разодетые барышни, с грохотом носились картинги, показательные бои устраивали дзюдоистки и таэквандисты, демонстрировались спортивные танцы, выступали участники художественной самодеятельности. Вся эта пестрая феерия была посвящена 90-летию государственной системы дополнительного образования детей. А «принимали» парад руководители республиканских министерств образования и культуры, Агентства по физкультуре и спорту, чьи ведомства занимаются обучением детей за стенами средней школы.
На следующий день руководители и педагоги многочисленных кружков, секций, домов творчества, центров и дворцов, съехавшиеся в столицу Коми со всех уголков республики, собрались в концертном зале гимназии искусств на свой профессиональный форум, чтобы не только рассказать о достижениях талантливых воспитанников, но и обсудить состояние отрасли и ее проблемы.
Открывшая мероприятие министр образования и высшей школы РК Нелли Струтинская привела некоторые цифры. Несмотря на то, что количество учреждений дополнительного образования за последние годы сократилось, число обучающихся в них значительно выросло. В настоящее время в республике насчитывается 150 таких учреждений, которые посещают около 100 тысяч детей и подростков. С ними занимаются свыше двух тысяч педагогов и тренеров-преподавателей. Однако говорить о единстве этой отрасли не приходится, ведь разные ее учреждения – в зависимости от профиля – подчиняются разным министерствам. Например, под «крылом» Министерства образования находится 66 учреждений, которые посещают 77 тысяч детей, то есть 64 процента от общего числа школьников. В «минобразовском» подчинении - 39 центров, 2 дворца и 9 домов творчества, 6 станций, 10 школ дополнительного образования. А, скажем, из 61 учреждения спортивного профиля республиканское Агентство по физкультуре и спорту курирует только 29. Как сообщил руководитель агентства Василий Гончаренко, спортом у нас в республике серьезно занимаются 27 тысяч детей, их тренируют 750 тренеров-преподавателей. В свою очередь Министерство культуры РК «опекает» 55 муниципальных образовательных учреждений. В их числе 39 музыкальных школ, 8 школ искусств, 5 художественных школ, одна хоровая школа мальчиков, одна хореографическая школа и школа художественных ремесел.
Фактически для очень многих детей посещение ими кружков и секций становится определяющим при выборе будущей профессии. В первую очередь, это, конечно, касается творческих профессий. Но в любом случае всякий, кто занимался вне стен общеобразовательной школы творчеством, спортом, техническим моделированием, ходил в походы или ухаживал за животными, становится разносторонне развитой личностью, полученные навыки впоследствии очень помогают и в профессиональной деятельности, и в повседневной жизни.
Ярким примером и подтверждением тому стало выступление на форуме воспитанника Воркутинского дворца творчества детей и молодежи Дмитрия Панина, который не только блестяще реализовался как личность, но и сам теперь помогает трудным подросткам найти себя. В прошлом году Дмитрий стал лауреатом второй степени всероссийского этапа конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Выпускник Ухтинского технического университета вернулся в родную Воркуту и создал при дворце творчества молодежный клуб «Респект-рэп», куда привлек подростков из группы риска. Сейчас этот клуб пользуется бешеной популярностью, ведь здесь нет жестких рамок, давления, здесь интересно и каждый может стать успешным, как подчеркивает 22-летний руководитель. Сам Дмитрий Панин с раннего детства воспитывался в системе дополнительного образования – занимался танцами, легкой атлетикой, посещал театральный кружок, а в летнем лагере выучился играть на тубе и классической гитаре. «Я всегда рядом со своими воспитанниками, но при этом чуть-чуть впереди», - заключил педагог-лидер.
Впрочем, не только об успехах и достижениях шла речь на форуме. Проблем у отрасли дополнительного образования хоть отбавляй. Остаточный принцип финансирования и, как следствие, слабая материально-техническая база тормозят развитие всех учреждений, но особенно технического творчества. Чем слоняться без дела, мальчишки бы с удовольствием занимались картингами и мотоциклами, но на это катастрофически не хватает средств. Остро стоит кадровая проблема. Большинство педагогов дополнительного образования – люди пенсионного и предпенсионного возраста, притока молодых сил практически нет. В итоге из-за отсутствия преподавателей в музыкальных школах закрываются многие специальности, а те специалисты, которых готовят в нашем Республиканском колледже искусств, не идут работать педагогами из-за непрестижности и низкой заработной платы. Спортивные школы, с попустительства местных властей, перепрофилируются в секции, где уже не готовят профессиональных спортсменов. А школы искусств столкнулись с такой проблемой, как сбор родительской платы, которая остается ниже производственных затрат. Однако добиться 100-процентного финансирования, как в некоторых регионах России, у нас пока не удается. Галина Владис
добавить комментарий |
|