Сегодня, 1 февраля, министр культуры Коми Владимир Юрковский представит коллективу республиканского Академического театра драмы имени Виктора Савина нового директора. Руководить учреждением будет начальник отдела производственно-технического обеспечения и гражданской обороны Министерства культуры Коми Михаил Матвеев, до этого занимавший должность директора Коми республиканского телеканала.
На днях истек срок трудового контракта с бывшим художественным руководителем и директором драмтеатра Коми Татьяной Вырыпаевой, который Владимир Юрковский продлевать отказался. По информации МС, принять такое решение министра подвигло письмо, подписанное коллективом драмтеатра, с просьбой уволить Вырыпаеву и главного режиссера Бориса Брусенского, которые, по мнению коллектива, не справляются со своими обязанностями. Борис Брусенский покинул пост главного режиссера еще 22 декабря, а худруку дали возможность доработать до истечения контракта.
Чуть больше недели назад состоялась встреча Владимира Юрковского с творческим коллективом театра, на которую Татьяна Вырыпаева не пришла. Министр еще раз выслушал пожелания артистов снять с должности худрука. На ее место некоторые участники встречи предлагали председателя Союза театральных деятелей Коми, заслуженную артистку РФ Галину Микову.
***
По информации МС, помимо нее и Матвеева, переговоры о возможной смене работы велись с директором Национального музыкально-драматического театра Коми Светланой Горчаковой. Вероятно, поэтому среди представителей богемы поползли слухи о предстоящем объединении двух театров.
Несмотря на то, что официального подтверждения эта информация пока не нашла, а министр культуры РК Владимир Юрковский в беседе с корреспондентом МС категорически отверг возможность объединения театров на данном этапе, ряд представителей творческой интеллигенции и власти продолжают обсуждать эту тему. В театральной среде поговаривают о том, что власти задумали объединить под крышей драматического две труппы - русскую и коми.
По мнению председателя Союза писателей Коми Елены Козловой, слияние театров скажется, прежде всего, на интересах коренного населения.
- Не надо смешивать национальный театр с драматическим. Каждый из них занимает собственную нишу в искусстве, имеет своего зрителя. Театр драмы практически не ставит спектакли на коми языке, а национальный театр радует публику регулярными премьерами коми пьес. Объединять театры нет никакого смысла, поскольку работать на двух языках в одном театре очень сложно. Ко всему прочему, национальный театр является не просто драматическим, но и музыкальным. Если рассматривать этот шаг с точки зрения экономии бюджета, это уже другой вопрос. Однако, если до 2010 года у республики хватало средств на содержание двух театров, то хватит и в будущем, - отметила Елена Козлова.
Председатель постоянной комиссии по национальной политике госсовета Коми Вера Скоробогатова также высказалась против объединения театров.
- Сейчас они являются самостоятельными, имеют состоявшийся коллектив и собственную аудиторию. Если труппы будут объединены, потеряется индивидуальность национального театра. В республике должен быть классический академический театр и национальный музыкально-драматический, который великолепно выполняет свою роль сегодня, - подчеркнула депутат.
Противоположного мнения придерживается теперь уже бывший художественный руководитель драмтеатра Татьяна Вырыпаева.
- Основатели театра имени Савина в 30-х годах изначально делали его двуязычным, - напомнила Вырыпаева. - И это было очень мудрое решение. Во-первых, актеры, играющие коми репертуар, на следующий день могли играть в пьесах мировой классики: Шекспира, Мольера, Островского. Актеру давалась возможность расширять свой творческий диапазон, режиссеру - открыть больше творческих граней актерского таланта. Наши коми национальные драматурги писали пьесы, уже учитывая уровень актерского дарования.
В защиту своего мнения Татьяна Вырыпаева приводит и то обстоятельство, что после ухода из театра Савина в 1992 году Светлана Горчакова, создавая национальный театр, назвала его «музыкально-драматическим».
- Два драматических театра в одном городе, которые оба играют национальный репертуар, в сегодняшней экономической ситуации - просто роскошество. Роскошная вещь при этом глобальном кризисе. Поэтому, конечно, экономическая выгода здесь налицо, - помогает властям взглянуть на это дело под экономическим углом Вырыпаева.
По наблюдению Вырыпаевой, в Карелии, Марий Эл, Мордовии, в любых финно-угорских республиках национальные театры занимают самые лучшие залы, самые лучшие помещения.
- У нас сегодня якобы национальный драматический театр занимает помещение облсофпрофа, не думаю, что это достойное для зрителей место коми театра, - говорит Вырыпаева. - Поэтому сегодня, когда выстроено новое здание академического театра, самое красивое театральное здание в нашей республике, я думаю, есть смысл объединить два храма искусства под одной крышей. Это будет уважительно по отношению к зрителю и просто к коми населению.
Есть еще один серьезный аргумент, который даже перевешивает все ранее сказанное Вырыпаевой в пользу объединения двух театров в единое целое. В четвертом квартале этого года театрально-зрелищные учреждения республики переходят в статус автономных учреждений. То есть театры должны будут сами зарабатывать на собственную жизнь.
- В этом плане академический театр драмы может зарабатывать, он может больше обслуживать зрителей, об этом говорят сегодняшние отчеты, - оперирует чистой математикой Татьяна Вырыпаева. - А вот фольклорный театр утонет в море автономности. Русскоязычный репертуар всегда поможет вытащить национальный репертуар, за счет русскоязычных пьес театр может зарабатывать на коми национальные постановки. Именно исходя из этих позиций, объединение искусственно созданного национального музыкально-драматического театра и академического театра драмы неизбежно.
***
Отметим, что, помимо разговоров о возможном объединении с драмтеатром, руководимое Светланой Горчаковой учреждение упоминалось на прошлой неделе в контексте конфликта, возникшего между храмом искусства и лидером профсоюзов Коми Дмитрием Лукашенко. Горчакова обвинила профсоюзного деятеля в неоправданном завышении арендной платы за пользование зданием, в котором находится театр.
- Сцена, зрительный зал и гримерки принадлежат театру, однако фойе, через которое проходят зрители, является собственностью профсоюзов, поэтому мы платим за его аренду. Если пять лет назад Лукашенко просил 500 рублей в час (аренда считается только во время, когда идет спектакль - МС), в прошлом году мы платили 1130 рублей, то с декабря 2009 года он повысил арендную плату до 2000 рублей в час. В среднем спектакль идет 2,5 - 3 часа, при этом мы еще должны платить за 30 минут до и после представления. Таким образом, в среднем за спектакль выходит 8 тысяч рублей. Учитывая то, что не всегда наши представления являются аншлаговыми, мы периодически работаем себе в убыток, - посетовала она.
После заявления Горчаковой Владимир Юрковский встретился с Дмитрием Лукашенко и договорился с ним о том, что с февраля арендная плата будет составлять полторы тысячи рублей в час.
Лукашенко же, в свою очередь, созвал пресс-конференцию, на которой, в частности, заявил, что Светлана Горчакова должна будет заплатить все же по более высокому тарифу: 2 тысячи рублей в час.