Эхо Москвы |
Эхо Москвы Десять ученых, среди которых нобелевские лауреаты Жорес Алферов, Андрей Воробьев и Виталий Гинзбург, направили письмо Президенту Владимиру Путину, отметив, что «Русская православная церковь всеми силами старается протолкнуть религиозную веру в ущерб настоящей науке». Их возмутил призыв церкви ввести во всех школах обязательный предмет «Основы православной культуры». Разделяете ли вы беспокойство ученых? Асхаб Асхабов, председатель Президиума КНЦ Уро РАН: - Я разделяю мнение, высказанное в этом письме. Меня тоже беспокоит вмешательство церкви в светскую жизнь. Хочу напомнить, что в нашей стране религия отделена от государства. Конечно, люди должны быть знакомы с историей культуры, в том числе и с православной культурой. Хотя, на мой взгляд, куда больше пользы принесло бы преподавание истории науки. Но то, что элементарное преподавание православной культуры может превратиться в Закон Божий, вот это уже беспокоит. В Республике Коми наука существует вне взаимодействия с церковью. Евгений Рожкин, руководитель департамента национальной политики Министерства культуры и национальной политики РК: - Введение основ православной культуры фактически является введением Закона Божия, который преподавался в дореволюционном российском государстве. В наши дни желательно ввести в школе историю всех религий, и такой предмет, насколько мне известно, уже разработан. А что касается заявления ученых по поводу вмешательства РПЦ в светскую жизнь, то на примере департамента я такого не наблюдал. Департамент постоянно контактирует с различными религиозными организациями, но чаще всего с представителями ислама, потому что они больше связаны с национальными культурными объединениями и нередко обращаются к нам при организации религиозных праздников. И как таковых примеров вмешательства РПЦ или другой конфессии в работу департамента лично я назвать не могу. Серьезной проблемой является увеличивающееся число сект, причем эти объединения называют себя христианскими. Вот на них РПЦ стоит обратить свое внимание. Григорий Спичак, писатель: - Нет, не разделяю. Что-то я не читал заявления ученых, когда по всей стране шли фильмы «Троя», «Гладиатор», в которых переврали всю историю. Может быть, ученые попросят еще убрать и пуп у Адама на картинах великих художников? Андрей Тентюков, руководитель информационно-образовательных и тематических проектов и общественных организаций Эстонии: - Как мусульманин считаю, что религиозное образование в различных формах (например, самостоятельное, школьное, альтернативное) и разной глубины (например, общие понятия и различия, отдельные течения, сравнительная теология) нужно любому человеку для более точного и правильного понимания происходящего вокруг и менее ошибочной реакции на него (т.е. своего поведения), как гарантия благополучия и безопасности в любом обществе. Религия и наука - это две части одного целого. Но важно, как вести это религиозное образование - не должно быть принуждения (а надобность и принуждение - это все-таки разные вещи), и подача материала должна быть объективная, разносторонняя и беспристрастная. Однобокое образование и воспитание - это всегда ущербно и неэффективно для любого дела, общества, региона. Вряд ли обществу будут полезны интеллектуальные «инвалиды» с однобоким религиозным мышлением. Тревогу вызывает тут обязательность предмета, представляющего одну сторону - православие. Поднимать и развивать духовность личности надо, скорее, через предмет «Основы религиозной культуры» (на примере иудаизма, христианства и ислама, как основных мировых религий), а также некоторых основных религиозно-философских течений. Сергей Рубцов, зам. гендиректора ООО «Сыктывкарфильм»: - Очевидно, что в современных условиях среднее образование, получаемое нашими детьми, должно включать в себя и предмет «сравнительное богословие», который бы знакомил учащихся с основами всех основных религиозных учений мира - это был бы полноценный вклад в образовательную базу, с точки зрения научной парадигмы. С позиции этической, полагаю, в многоконфессиональной стране не может быть обязательного преподавания какой-либо одной религиозной системы в средней школе. Этот процесс следует вывести за рамки обязательной школьной программы и перенести в стены специальных учебных заведений, где обучение было бы факультативным по усмотрению родителей и желанию конкретного учащегося. Сегодня вопросы веры не следует превращать в основание для общественных дискуссий и социальных конфликтов - «Почитай веру свою, не хули веру чужую». Это совсем не поиск истины («официальная наука» - термин, который сам по себе пахнет мракобесием). Это пиар-акция реванша, на самом деле. Это попытка вбить клин в общество, и жаль, что ученые не понимают, что они этим клином выступают.
добавить комментарий |
|