Постфактум |
Уроки жизни Игоря Бушуева Не стало настоящего Учителя
16 июля ушел из жизни Игорь Федорович Бушуев - Учитель, воспитавший не одно поколение учеников, и Человек с большой буквы. За годы трудовой деятельности он занимал разные должности: работал учителем физики и директором сначала в школе №16, потом около 20 лет в школе №1, в администрации Сыктывкара, Министерстве соцзащиты. Заслуженный учитель Республики Коми, заслуженный учитель России, отличник народного образования, он с полной самоотдачей воспитывал и выпускал в жизнь новые поколения учеников. Благодаря его инициативе и усилиям в 1976 году в Республике Коми на базе школы №1 был открыт первый физико-математический класс, который заложил основы для создания и развития многих инновационных учебных заведений в республике. Однако для сотен учеников, как, впрочем, и для всех людей, знавших его, Игорь Федорович Бушуев навсегда останется Учителем: мудрым наставником, строгим, но справедливым директором школы №1, умным, веселым, общительным, жизнерадостным Человеком. Не тлеть, а гореть Сознательным или случайным для Игоря Федоровича Бушуева был выбор профессии учителя? На этот вопрос вряд ли сегодня кто-то сможет дать однозначный ответ. Педагогические задатки проявлялись уже с детства. Он всегда был активистом: то вожатым, то комсоргом, то капитаном команды по футболу, а это - педагогика. Как рассказывал сам Игорь Федорович, на вопрос своего отца о будущей профессии он ответил, что хочет быть артистом или священником. А стал учителем. Учительская работа - удел людей особого склада, учителем надо родиться. Ведь надо управлять своим настроением, быть одновременно и актером, и наставником. Игорь Федорович был большим любителем театра, и в школьные, и в студенческие годы, а затем и будучи директором школы ставил самодеятельные театральные постановки и принимал в них участие. Сколько радости, счастья, самоотдачи приносила ученикам эта актерская деятельность. Ученики любят учителей жизнерадостных, с веселым нравом, справедливых. Как говорят, в школе надо не тлеть, а гореть. Интересно, что первыми последователями Игоря Федоровича стали его же собственные братья и сестра. Тяжелое военное и послевоенное время, многодетная семья, забота о родителях, братьях и сестре, многочисленных родственниках способствовали тому, что практически все дети Бушуевых (а впоследствии и их жены) стали учителями. В 1960 году Игорь Федорович окончил Коми государственный педагогический институт. И всю жизнь посвятил педагогике и служению людям. Физмат-эксперимент В 1976 году в сыктывкарской общеобразовательной средней школе №1 решаются на беспрецедентный в масштабах республики эксперимент - здесь открывается первый физико-математический класс. Идея создания класса для одаренных в точных науках детей принадлежала преподавателям Сыктывкарского госуниверситета, в числе инициаторов был молодой преподаватель кафедры высшей математики Владимир Яковлев (впоследствии он был первым учителем физмат-класса). Подобные учебные заведения или классы уже давно действовали в Москве и Ленинграде, однако для провинциального города, коим на тот момент являлся Сыктывкар, физмат-класс был очень смелым педагогическим шагом. Университетским преподавателям пришлось обойти не одну сыктывкарскую школу, причем уже с готовым учебным планом, прежде чем они встретились с директором школы №1 Игорем Федоровичем Бушуевым. «Скольких усилий это стоило Игорю Федоровичу, ведь по тем временам это был прогрессивный эксперимент. Он как-то сразу загорелся моей идеей и впоследствии оказывал мне всяческую помощь. Мы решили разделиться по предметам: я вел алгебру и геометрию, а он - физику», - вспоминает сейчас В. Яковлев. Цель была поставлена трудная - подготовить учеников не просто к поступлению в вуз, а к учебе в вузе. Программа изобиловала задачами и примерами вузовской сложности. Ребят обучали по вузовской системе лекций и семинаров. Впоследствии почин Бушуева и Яковлева поддержат другие школы, и вскоре между учебными заведениями развернется настоящее соперничество за победы на математических и физических олимпиадах. Но педагогические поиски в школе №1 не закончатся. При Игоре Федоровиче там откроется первый спортивный класс, в котором преподавал нынешний тренер «Зыряночки» Григорий Валик. В наши дни профильные классы уже давно заняли свою нишу в системе образования. Наиважнейшим результатом первого эсперимента можно назвать республиканский физико-математический лицей, который распахнул двери более десяти лет назад. И сейчас первый директор лицея Дора Полукшт успешно внедряет наработки Игоря Федоровича в Чукотском автономном округе. «На Чукотке мы реализуем идею профильных классов не по проекту Москвы, а опираясь на опыт физико-математических классов школы №1, которые появились при Игоре Федоровиче Бушуеве», - рассказала «МС» Дора Полукшт. Директор, учитель, отец Энергетическому потенциалу Игоря Федоровича можно было только позавидовать. Несмотря на вечную занятость, он всегда находил время для шутки и анекдота. И опять же, чем бы он ни занимался: футболом (он был левым защитником команды «Динамо» Сыктывкарского механического завода) или организацией школьного праздника (подготовка к подобным мероприятиям без него не проводилась), - все это он делал с таким азартом, что окружающие поневоле становились футболистами или болельщиками, подключались к подготовке к празднику. Конечно, дети практически не видели отца дома, однако они всегда чувствовали его незримое внимание. Дело в том, что дочь и сын Игоря Федоровича Людмила и Константин Бушуевы учились в 1-й школе как раз в то время, когда отец был ее директором. Статус детей директора школы незавидный, любая проделка Кости или Люды уже через считанные минуты становилась известна отцу. Такое положение накладывает особую ответственность. «Мы были обычными детьми, но все же старались не подводить отца, старались сделать все, чтобы ему не пришлось за нас краснеть», - вспоминает сейчас младший сын И. Бушуева Константин Игоревич. Но все свободное время Игоря Федоровича полностью принадлежало семье. В кругу своих близких он был добрым отцом, любящим и внимательным мужем. «Мы всегда чувствовали его заботу и внимание, - рассказывает дочь Людмила Игоревна. - В детстве он читал нам про деда Щукаря из романа Шолохова «Поднятая целина», рассказы Шукшина, Чехова и многое другое. Это не были скучные чтения классической литературы, отец всегда читал с выражением, с каким-то особым актерским мастерством. И мы, затаив дыхание, погружались в необычную атмосферу театра. Повзрослев, мы обсуждали с отцом самые разные темы: от политики до музыки и спорта. Но очень часто нам хотелось поделиться своими проблемами, переживаниями и маленькими успехами и достижениями. Папа всегда был рядом: и в школе (на уроках и на дискотеках, на демонстрации и на субботнике), на отдыхе». Чтобы помнили... Говорят, незаменимых людей не бывает. Это неправда! Удивительное сочетание человеческих качеств и педагогического дара, мягкой интеллигентности и широты интересов, желание помочь и умение слушать и слышать сделали Игоря Федоровича совершенно незаменимым для его учеников, коллег, проработавших с ним долгие годы, для родных и близких ему людей. Будет большой несправедливостью, если имя Игоря Федоровича Бушуева постигнет забвение. Признанные заслуги Игоря Федоровича достойны увековечения его памяти. В компетенции сыктывкарской администрации и управления образования мэрии определить символ признания его заслуг. Иван Петров
добавить комментарий |
|