Всякая всячина |
Сверху виднее
Сегодня страна отмечает праздник своей армейской элиты - Воздушно-десантных войск. По традиции Союз «афганцев» в 10 утра соберет ветеранов Крылатой пехоты около памятника в Сыктывкаре. Возложив цветы, все отправятся в Кэччойяг: концерт и соревнования, песни под гитару и шашлыки. И самое главное - прыжки. Собравшихся, как и в прошлом году, порадуют показательными выступлениями парашютисты-пожарные из Авиабазы охраны лесов, будет среди них и главный лесной пожарный республики Александр МОРОЗОВ. - Александр Семенович, Авиалесоохрана - самая десантная организация в Коми? - Кто же составит костяк парашютно-десантной пожарной службы, как не отслужившие в ВДВ? Порядка 80 процентов из принятых на работу - десантники, небо они любят, остается только обучить премудростям нашего дела. - Лето кончится, и чем они займутся? - Знакомый вопрос: «Вы нужны на два-три месяца, а остальное время чем занимаетесь?» Что ответить? Нужна ли стране армия, если она не воюет? Потому и не воюет, что находится в состоянии готовности! Есть такая теория: пожар - это полезно, плохое сгорит, хорошее останется. Ее сторонникам, думаю, не выпало пожаров, любой из которых - беда. Три года назад был случай: лес горел в семи километрах от деревни, ни по какой теории он не должен был к ней подойти. А он приблизился за считанные часы, огонь остановили в 30 метрах от домов, на огородах. Пысса едва не сгорела. Тушить пожар в населенном пункте несколько проще, чем в лесу, где нет бытовых условий, а зачастую и воды. Туда человека еще и доставить надо. Порой на тушение завозим мобилизованных и видим их неподготовленность, в том числе психологическую. А пожарный должен быть готов жить и работать в экстремальных условиях - жара, задымленность, гнус. Наши сотрудники - профессионалы высокого класса. Не считая летчиков-наблюдателей и водителей, раньше у нас было 450 боевых штыков: тех, кто десантируется и тушит. Сейчас - 150. - Не потому ли пожаров стало больше? - Раньше никто пожаров этих не замечал: мы обнаруживали, тушили, давали сводки. Сейчас же вырос интерес МЧС, властей к пожарам: вся планета, как мы говорим, «краснеет». В последние годы человеческий фактор как причина пожара сокращается, а вот площади возрастают: увеличился интервал между обнаружением, принятием решения и подходом сил. Наше предназначение - обнаружение пожара и тушение на малых площадях, малой силой. Или - малой кровью. В стадии зарождения пожар можно потушить втроем, а через сутки-двое, да если воды поблизости нет, и тридцать человек не справятся. - Этим летом погода на вашей стороне: ничего практически не горело… - Был достаточно активный период - с 3 по 20 июля: около двухсот пожаров за краткий срок. Мы совместно с лесхозами сделали хорошую работу, не допустив ни одного большого пожара. Преимуществом была компактность пожаров: не вся республика была им подвержена; основные возгорания - в Ижемском, Вуктыльском, Троицко-Печорском районах. В Усинском районе полтора десятка пожаров за одни сутки от гроз; примерно одна из сотни молний попадает в дерево, пробивает до корня, оно не сразу загорается, тлеть может день, два. Но в сухую грозу, бывало, летишь и видишь: вспыхивает - как свечка! Сразу лететь туда нельзя - опасно. - Выходит, после каждой грозы надо территорию облетать? - У нас есть два пункта системы грозопеленгации, установленные шесть лет назад (правительство республики выделило целевые деньги), есть такие точки в Архангельске и за Уралом. Получая информацию в реальном времени (географические координаты грозы, азимут удаления от населенных пунктов, интенсивность), мы планируем полет, строим маршрут. - Полет самолета Авиалесоохраны - дорогое удовольствие? - Считайте сами: при крейсерском режиме Ан-2 «съедает» 130 килограммов бензина в час, стоит этот килограмм (или около 1,3 литра) 70 рублей. В России при огромных нефтяных запасах, передовых технологиях переработки, лучших головах авиационный бензин для поршневой авиации уже года три как не производится. Закупаем за границей. Поршневая авиация (Ан-2 и прочая мелочь) в стране пришла в упадок, авиапредприятия перестали перевозить население «от деревни до деревни»: цена билета непомерна. При этом закон препятствует использованию иностранных легких скоростных самолетов (им часового запаса «Ана» хватит на неделю) для контрольного облета территории. Рухнула малая авиация, следом за ней - вся наработанная инфраструктура. К счастью, мы успели до реорганизации, которую сейчас переживаем, сделать запасы топлива на своих точках, пунктах дозаправки - в Троицко-Печорске, Усть-Куломе, Кослане. - А в остальных районах, где нет штатных сотрудников? - Скажем, в Усинске есть точка. Туда летчик-наблюдатель выезжает, как на вахту. Людей выделяет лесхоз, и на взятом в аренду вертолете Северо-Западной компании они совершают облет. Те пожары, о которых мы говорили, были обнаружены и потушены оперативно, малыми силами. - Из новостей знаю: самолеты и вертолеты МЧС тушат леса в Сербии, Греции. Предстоит ли и Авиалесоохране Коми вновь выдвигаться за рубеж? - Начиная от Чукотки и до самой западной точки бывшего СССР, наши люди везде побывали, оставив о себе хорошие воспоминания. Много раз тушили пожары в Европе, Америке; в 90-х каждый год группа вылетала - Станислав Афанасьев, Юрий Курсов, Александр Чемодуров, другие. И американцы были у нас по обмену опытом. Мы не политики, мы уровень подготовки сравниваем, вот коллеги из США и признали: наши - лучше. Мы делаем больше малым ресурсом. В развитых странах подход иной: при каждом пожаре создается штаб, разворачивается лагерь, мобилизуются сотни людей, десятки бортов. У нас же группа работает автономно несколько недель. Неоднократно группы наших сотрудников с полной выкладкой (60 кг) выдвигались к месту возгорания своим ходом. Пешком. - Были случаи гибели? - В 82-м при заходе на посадку в Койгородском районе опытный парашютист поздно заметил ЛЭП: линия не была прорублена. Изменить направление он не успел. Травмы, конечно, бывают, в этом году - две, при проведении тренировок в весеннее время. По категории тяжести - легкие. - На авиабазе сейчас «эпоха перемен»... - Нас перевели под эгиду Комитета лесов РК. В середине 90-х до сорока бортов одномоментно работали на Авиалесоохрану. Те пять самолетов, которые сейчас работают в Коми, принадлежат бывшему центру Авиалесоохраны, что в Подмосковье. И летчики, работающие у нас десятки лет, в штате там, а не у нас. С другой стороны, мы выходим на самостоятельный уровень, нам будет проще работать. Пока же встраиваемся в ситуации. Скажем, южнее Печоры вертолетов нет, и если требуется, каждый вылет приходится согласовывать. Попробуйте в выходной день найти и убедить главврача санавиации, что вылет нам остро необходим! В соответствии с требованиями Лесного кодекса идет реформирование лесной отрасли. Как было: наши 9 отделений, 32 лесхоза, 150 лесничеств - информация шла с трех направлений. Теперь все лесхозы, которые играли значительную роль в охране лесов, ликвидируются. Им на смену придет чисто управленческая структура. Как будет с лесоохраной, пока не известно. Но республике это нужно, она заинтересована в сохранении лесов. Значит, будет разработана соответствующая программа по развитию охраны лесов от пожаров. Александр Семенович МОРОЗОВ родился в Брянской области, закончил технологический институт, воздушно-десантную военную кафедру, прошел офицерские сборы, обучение по специальности «летчик-наблюдатель». В Коми работает с 1981 г. Запись в трудовой книжке одна. Андрей Максимов
добавить комментарий |
|