Политика |
Спиридонов мог бы многое еще сделать для республики
- Когда оцениваешь политика, мне кажется, главное - это масштаб его мыслей и деяний. Так вот, Юрий Алексеевич был личностью масштабной. В очень тяжелые годы досталось ему управление республикой, особенно в начале 90-х.
Никто, кроме Спиридонова не мог тогда обуздать Верховный Совет, который был избран демократически. Поэтому, если характеризовать его такими крупными мазками, то это масштаб личности, острый ум, интуиция, дар предвидения, человечность, мудрость. Это человек, сделавший сам себя. Потому что в те годы, когда он только взрослел, именно реальные качества организатора, управленца могли поднять его на ту вершину, на которой он был.
Я думаю, что его потенциал был востребован не до конца. В последние годы мы вместе работали в «Справедливой России», и буквально 30 июля Юрий Алексеевич был избран делегатом отчетно-выборной конференции Коми регионального отделения партии, которая пройдет 4 сентября. И у нас были большие планы, в том числе на избирательную кампанию. Мне очень жаль, что мы потеряли такой «боевой штык» с огромным жизненным опытом, с огромным кругом общения…
Вообще я хочу сказать, что он очень любил молодых инициативных людей, и у него был нюх на новое и передовое. Недаром в трудные 90-е республика была на хорошем счету. Памятником Юрию Алексеевичу останутся и кардиоцентр, через который проходят сегодня тысячи людей, и храм Стефана Пермского, и Гимназия при главе республики.
При этом Юрий Алексеевич до конца был верен своей команде, не сдавал своих людей. Это была команда суперпрофессионалов. Достаточно сказать о Вячеславе Бибикове, Валентине Иванове, Александре Боровинских, Александре Окатове, Игоре Грановиче и других… Я думаю, что жизнь в какой-то степени поступила с ним несправедливо. Он мог бы многое еще сделать для республики.
При Юрии Алексеевиче было очень многое сделано для коми народа. Возрождалось наше национальное самосознание, появилась Конституция республики. Он многое сделал для культуры, искусства, писателей, поэтов… Ту высокую планку в широком понимании национальной политики (это и книгоиздание, и журналистика, и поддержка творческих коллективов, и развитие коми языка) задал именно Юрий Алексеевич. Я думаю, что когда мы осмыслим все то, что было им сделано (хотя я понимаю, что масштабные личности в эпоху перемен всегда могут оцениваться неоднозначно), мы поймем, что это яркая, выдающаяся личность, которая очень многое сделала для республики.
Вера СКОРОБОГАТОВА, лидер Коми регионального отделения партии «Справедливая Россия»
Прямая речь
Анатолий Каракчиев, бывший первый заместитель главы РК:
- Спиридонов умел находить неординарные решения в самых сложных ситуациях, умел действовать тактически правильно. У нас, например, была идея добиться того, чтобы с каждого кубометра прокачанного через территорию Коми газа в бюджет республики выплачивался 1 рубль. Вроде бы, рубль за куб – ничто. А в итоге получалось бы 80 миллиардов рублей. Юрий Алексеевич предложил эту идею Ельцину. Тот говорит: «Я на это пойти не могу, ты - не первый; Шаймиев, например, просит, чтобы им выплачивали за полеты через их республику». Идея с газом не прошла, зато Ельцин согласился с тремя другими нашими предложениями, тоже важными для Коми, которые тогда обсуждал со Спиридоновым.
Вячеслав Бибиков, бывший заместитель главы РК:
- Для меня известие о смерти Юрия Алексеевича - просто шок. Мы ведь с ним еще в Усинске начинали вместе работать. Это был удивительный, уникальный человек. Глыба. Человек, который мог все. Он во всех делах докапывался до истины, до мелочей. Юрий Алексеевич знал все отрасли хозяйства лучше любого министра. Он любого министра мог поставить на заседаниях правительства своими вопросами в тупик. И все делал легко; ему как-то все легко давалось. У него было много невостребованных талантов.
Игорь Шпектор, бывший мэр Воркуты:
- Юрий Спиридонов — гениальный организатор, гениальный руководитель, Человек с большой буквы. Мне пришлось с ним очень много работать. То, что он сделал для Воркуты, незабываемо. С ним она приобрела второе дыхание. Воркута именно в его бытность стала любовно называться «столицей мира», и в этом тоже его заслуга. Юрий Спиридонов был достаточно жестким человеком, и от него я получал немало шишек. Но ему можно было простить все. За то, что он делал для людей.
Николай Цхадая, ректор Ухтинского государственного технического университета:
- Такое известие - нескончаемая боль. Это был просто великий человек. Человечище. Профессионал во всем, в любом деле. Он был для меня очень близким. Больше тут нечего сказать.
добавить комментарий |
|