Общество |
Утопия об образовании
До конца 2011 года российские законодатели намерены заменить устаревший набор разрозненного законодательства об образовании единым документом, в котором окажутся все уровни и ступени системы. В обсуждении проекта нового закона об образовании приняла участие и Республика Коми. Первые же общественные слушания позволили выделить концентрат мнений педагогической общественности. Оценки экспертов и опасные моменты новой законодательной инициативы проанализировал обозреватель МС.
Никто не оспаривает необходимости нового закона об образовании – принятый в 1992 году документ за годы успел обрасти таким количеством поправок и дополнений, что для понимания того или иного нюанса требуется изучение большого числа самых разных документов, часто друг другу противоречащих. Устранение противоречий, а также разработка основ для модернизации системы образования страны и являются основными задачами, стоящими перед авторами нового документа. 300-страничный законопроект впервые объединил в себе ранее не совмещавшиеся виды образования: дошкольное, среднее, профессиональное и высшее станут частями непрерывного процесса подготовки кадров.
***
Дошкольное образование, прежде всегда регулировавшееся отдельными законодательными актами, впервые оказалось включено в общий закон. Более того, как сразу заметили эксперты, включение оказалось вполне логичным – по идее, дошкольное образование должно теперь стать первой ступенью в общей системе, строго следуя принципам преемственности образовательных программ.
Кроме того, что впервые дошколята появились в образовательном процессе, у детских садов и управлений дошкольного образования будет модная обязанность публичности. По словам Галины Мишариной, замначальника Сыктывкарского управления дошкольного образования, требование выразилось в обязанности образовательной организации содержать собственный сайт. Еще одно положительное нововведение – бессрочность лицензий для дошкольных учреждений - впрочем, не означает полную свободу от контролирующих органов. Следить за соблюдением правил содержания и воспитания малышей будут по-прежнему строго. Вместе с государственными детскими садами закон, наконец, признает и регламентирует существование частных. Как пояснила Галина Мишарина, работать негосударственные дошкольные организации смогут, выполняя все тот же государственный заказ и даже получая на ведение своей деятельности бюджетные средства. Кстати, бюджетные дотации будут получать и родители – возмещение части родительской платы в проекте нового закона сохранено.
Неясными для заместителя начальника городского управления дошкольного образования остались лишь некоторые принципиальные моменты. Первый, скорее всего, окажется просто путаницей в терминах рабочего проекта – понятия учащегося и воспитанника детского сада в новом законе об образовании пока имеют разное значение. Вместе с тем ряд обязательных условий для детского сада из-за этой путаницы становится невыполнимым.
- Установлено, что учреждение должно создавать условия для питания и медицинского обслуживания обучающихся. А в главе дошкольного образования есть только термины «воспитанники» и «дети». Если исходить из понятийного аппарата, то эти термины разведены. Поэтому сегодня мы не понимаем, как применить это к дошкольному образованию, - озвучила не разрешенный пока вопрос Галина Мишарина. – На наш взгляд, сегодня это большой пробел в проекте закона об образовании.
Запутала воспитателей и норма об обязательности дошкольной подготовки. В проекте закона говорится о том, что в течение года перед началом обучения каждый ребенок к школе должен быть подготовлен. Как и каким образом это должно делаться, осталось непонятным.
- По проекту закона, за год до школы ребенок к ней должен быть подготовлен. Родителям предоставлено право самим решать, в какой форме ребенок получит это образование. Вопрос в том, как он его подтвердит? - обратила внимание на неясность заместитель начальника сыктывкарского дошкольного управления.
Несмотря на инновационность проекта нового закона об образовании, кардинальных изменений в детских садах с принятием этого документа не появится. По большому счету авторы проекта сегодня попытались узаконить то, что в некоторых городах и регионах давно является нормой. Проще говоря, революции не предвидится.
***
Следующая ступень – общее образование - потеряла важную составляющую в виде воспитания. Внимание профильного комитета Госдумы РФ на это обратила спикер регионального парламента Марина Истиховская. По ее словам, исчезновение воспитательного элемента из процесса обучения может привести к весьма негативным последствиям.
- Первое, что обращает на себя внимание, - по всему тексту проекта отсутствует правовое регулирование воспитательной функции образования. Это приведет к последующему финансированию воспитательной работы по остаточному принципу, - предупреждает авторов законопроекта Марина Истиховская. - Если мы этого не поправим, закон можно смело переименовывать в закон не об образовании, а об обучении.
Зато вопреки опасениям главных противников нового закона общее образование, хоть и названное в документе «всеобщим и частным благом», по-прежнему останется бесплатным, общедоступным и гарантированным Конституцией.
***
Несколько сложнее обстоит дело с образованием профессиональным. Единственное, что смутило парламентариев республики в области среднего профессионального образования, – это декларативность возможности получения профессии для людей с ограниченными возможностями, а также отсутствие законодательного регулирования отношений между учебными заведениями и работодателями.
- По сути проект не предполагает решения проблемы адаптации вчерашних студентов на рынке труда. При этом у нас есть замечательный опыт решения этой проблемы в острый период кризиса. Напомню, это целевая подготовка студентов старших курсов у работодателей, это полугодовая стажировка выпускников на предприятиях, возмещение части затрат наставнику молодого специалиста, предоставление налоговых льгот и так далее, - отметила на парламентских слушаниях председатель госсовета Коми Марина Истиховская.
Зато педагогическое сообщество высшей школы уже успело окрестить проект закона «геноцидом региональной системы образования». И дело даже не в настойчиво проводимой политике сокращения числа учреждений среднего и высшего профессионального образования, а в новой системе финансирования.
- Дети, имеющие высокие результаты ЕГЭ, стремятся получить образование в центральных вузах. А в законе прописана четкая зависимость финансирования учебного заведения от результатов ЕГЭ поступивших студентов. Технические специальности, которые и сейчас часто проваливаются по уровню поступающих, в регионах тем более будут финансироваться по остаточному принципу, - пояснила опасения педагогов высшей школы начальник отдела профессионального образования Минобраза Коми Светлана Сурина. – Технические специальности требуют больших затрат – оборудование лабораторий дорого стоит. В этом отношении позиция финансирования по уровню студентов очень сложна. Следует ввести нормативы финансирования не вузов, а отдельных специальностей, исходя из сложности подготовки кадров.
Утекающие из республики юные «мозги» могут в этом случае стать не просто головной болью вузов, но даже причиной закрытия некоторых из них – на выживание просто не хватит средств. А с учетом того, что по статистике в Коми возвращается только около 10% тех, кто получал образование, например, в Москве, то и готовить очередную смену тоже будет некому. Вполне спокойно себя будут чувствовать только востребованные рынком труда региона учебные заведения, готовящие квалифицированных рабочих.
- В этой ситуации вузовской общественности региона остается пенять на себя, так как мы сами виноваты, что в Коми нет ни одного крупного вуза, способного стать федеральным или научно-исследовательским, - полагает проректор Сыктывкарского университета Дмитрий Беляев. - Коми упустила время. Если бы наши вузы объединились раньше, то некоторое время назад можно было бы претендовать на получение статуса федерального либо научно-исследовательского университета, и при этом почти «стопроцентно» рассчитывать на положительный результат.
По словам Беляева, в этой ситуации единый, большой во всех смыслах «Коми университет» ничем бы не отличался от столичных, получил бы 5 млрд. руб. на развитие и достаточно легко пережил бы принятие нового закона.
- Теперь же мы вынуждены догонять уходящий поезд, - констатирует проректор СыктГУ. - Новый закон об образовании в этой ситуации - следствие, а не причина наших потенциальных проблем. У нас был шанс начать реформироваться самим. Теперь же нас заставляют реформироваться «насильно». С точки зрения государственного менеджмента, это - нормальная ситуация.
Судьба провинциальных вузов решена: их просто не будет, уверены некоторые представители ученого сообщества республики, опасаясь уже не каждый за свой вуз в отдельности, а в целом за систему высшего образования региона. Такое мнение поддерживают и в госсовете. Марина Истиховская, выступая на парламентских слушаниях по проекту закона, обратила внимание на то, что предлагаемая система финансирования однозначно поставит в неравные условия столичные и региональные вузы.
- Важно понять, что система образования в России будет реформироваться и дальше. Сейчас следует проявить волю и интегрировать имеющиеся ресурсы сферы высшего образования. Точки и формы интеграции можно и нужно обсуждать, возможно, совместно с академическими институтами и центрами в целях создания высших учебных заведений, способных претендовать на получение статуса научно-исследовательского либо федерального, - предлагает один из возможных сценариев развития ситуации Дмитрий Беляев.
***
Спокойное обсуждение проекта закона в среде дошкольного, общего и среднего профессионального образования с лихвой компенсируют эмоции, бушующие в академическом сообществе. Как минимум проект закона уверенно называется «сырым». Его неготовность и спорность признают даже авторы, уверенные в том, что до декабря, когда документ станет официальным законопроектом и будет внесен на рассмотрение в госдуму, его можно успеть поправить. Тем временем по аналогии с рассматривающимся параллельно проектом закона «О полиции», образование также будет вынесено на широкую общественную экспертизу: будет создан специальный сайт, на котором возможность высказаться получат все заинтересованные в этом граждане. Возможно, их предложения даже учтут при подготовке окончательной версии документа. Но, несмотря на это, закон, определяющий треть жизни граждан, все же станет «шоковой терапией» для всей системы образования.
- Закон имеет благие намерения, расширяет границы наших возможностей, и мы должны существовать в единой системе подготовки кадров по европейскому стандарту. Но для нас, привыкших столько лет существовать в другом понятийном поле, сейчас принять его очень сложно. Отвыкать придется долго. У нас до сих пор не все понимают, что такое бакалавр, хотя мы об этом говорим уже лет пять. Мы запутаем всех окончательно - закон настолько большой, что осмыслить его в целом пока просто невозможно. Тем более этого не сделать обыкновенному человеку, - заключает представитель Министерства образования Коми Светлана Сурина.
Александра САВЕНЯ
добавить комментарий |
|