Общество |
Школьникам и студентам введут нарко-тесты
Президент РФ Дмитрий Медведев поставил перед государственными структурами задачу перейти из оборонительной позиции в борьбе с наркоманией в наступательную. Названы основные задачи по понижению спроса на наркотики в молодежной среде: создание государственной системы мониторинга и системы профилактики наркомании, современной системы медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц, а главное – системы раннего выявления потребителей наркотиков. Власти предложили ввести обязательное тестирование школьников и студентов, ответственность за употребление наркотиков, а также принудительное лечение. Получили также поддержку предложения отчислять из вузов студентов, употребляющих наркотики, и наказывать досуговые центры, замеченные в распространении заразы. Дискуссия в обществе о том, в каком виде должна существовать государственная антинаркотическая программа, сегодня набирает обороты.
Идею обязательного тестирования школьников и учащихся высших, средних специальных и иных учебных заведений власть готова подкрепить законом. С тем, что тестирование сегодня необходимо, соглашаются все, кто так или иначе сталкивался с этой проблемой: врачи-наркологи, представители специальных служб, сами наркоманы и правозащитники. Последние настаивают на принципе добровольности.
Игорь Сажин, правозащитник:
- Если это будет принудительная система, в этом есть нарушения прав человека. Если это будет система добровольного осмотра, как в некоторых регионах, то тогда здесь нет вторжения в частную жизнь. Если люди согласны на добровольное тестирование, тогда его необходимо делать. Что такое обязательная система тестирования – это принудительное или добровольное? Скорее всего, вторжение в частную жизнь, 8-я статья Международной конвенции по правам человека может быть нарушена. Но тут есть одна очень важная деталь: пока мы - под юрисдикцией Международного суда, мы - под его защитой.
Марина Балашова, начальник отдела УФСКН России по РК:
- Как вы думаете, экспериментирующий с наркотиками добровольно придет тестироваться? Подростки не всегда отдают отчет своим действиям, они подвержены влиянию со стороны, любят эксперименты с неизвестными им веществами, но мы как специалисты настаиваем на обязательной ранней диагностике среди таких подростков. Таким образом у нас появляется возможность уберечь подрастающее поколение от наркотиков.
Михаил Колесников, главный врач ГУ «Коми республиканский наркологический диспансер», главный нарколог Министерства здравоохранения РК:
- В 2010 году при осмотре 7200 несовершеннолетних было выявлено 8 случаев, когда у подростков обнаружили немедицинское употребление психогенных веществ. Смысл тестирования – на самых ранних стадиях определить эту группу детей и их проблемы и с каждым проводить индивидуальные занятия, чтобы этот несовершеннолетний не перешел в группу наркозависимых, не стал бы больным человеком.
Марина Балашова:
- Сегодня снизилась планка начала потребления наркотиков: если раньше мы фиксировали его у 15 - 16-летних, то теперь уже на уровне 11 - 12 лет. А недавно на учете в Республиканском наркодиспансере появились два десятилетних ребенка с диагнозом «наркомания» – это уже свидетельство не эпизодического, а регулярного употребления наркотиков. Введение обязательного тестирования стало бы огромным сдерживающим фактором. Зная, что оно сможет выявить факт употребления наркотиков (даже одного раза в качестве эксперимента), многие задумаются.
Тест-система требует обновления
Сегодня в России появились новые тест-системы, которые позволяют более качественно проводить диагностирование. Но до их повсеместного внедрения в медицинскую практику нам как до Луны - пока даже никто из специалистов не знает их реальной стоимости. До сих пор используемые тесты (каждый стоимостью 150 руб.) реагируют на содержание наркотика только в течение пяти дней после последнего приема. Разумеется, если у подростка есть наркотическая зависимость, то тест все покажет. А вот если он употребляет легкие наркотики, и нерегулярно, то такие тесты тут бесполезны.
Михаил Колесников:
- Мы - в курсе самых современных направлений в этой области. Наш специалист был на стажировке в научно-практическом центре наркологии в Москве и изучал опыт по применению новых тест-систем. Их разница с теми, которые мы сегодня используем, колоссальна. Если сейчас у тест-системы период выявления – 5-7 часов со времени потребления наркотиков, - то у новых – 5 - 6 месяцев. Мы готовы переходить на более точные и долгосрочные тест-системы.
Каким образом будет происходить обязательное тестирование, представить достаточно непросто: к примеру, в вузах по статистике меньше половины студентов проходят даже обязательные для них медицинский осмотр и флюорографию, а уж прийти добровольно на сдачу теста по наркотикам - это что-то из области фантастики. Или все же нужно сделать тестирование добровольно-принудительным? Не сдал тест – не будешь учиться. Если принцип обязательности будет закреплен в законе, то вряд ли кто-то сможет уклониться от этой процедуры.
Марина Балашова:
- С моей точки зрения, прежде всего необходимо работать не только с детьми, относящимися к группе риска и принимающими наркотики, но и с их родителями. Родителям нужно хорошо объяснить, что чем раньше они узнают о том, что их ребенок начал экспериментировать с наркотиками, тем раньше будут приняты меры по его лечению, реабилитации и возвращению в общество.
Михаил Колесников:
- Как будет выглядеть тестирование? Бригада медицинских работников выезжает в учебные заведения и при помощи тест-систем проводит исследования среди студентов и школьников. Для нашей республики работа по тестированию не нова, структурно налажена. Мы проводим активные исследования с 2007 года, за это время было выявлено около 40 детей, употребляющих наркотики. Но не только тестированием ограничивается наша работа. Мы ежегодно проводим анкетирование детей. Итоги его вместе с тестированием позволяют определить группу риска среди несовершеннолетних, возраст начала потребления наркотиков. С помощью опроса можно определить, насколько дети осведомлены о влиянии наркотических средств на их здоровье. Он позволяет нам говорить о том, насколько доступны наркотические средства в той или иной среде – школе, спортивных учреждениях, при проведении каких-то занятий или мероприятий.
Марина Балашова:
- Опыт тестирования в республике есть. Оно проводится давно, на добровольной основе: до 15 лет - с разрешения родителей, после 15 лет - с согласия самого учащегося. Это тестирование проводится в учебных заведениях, причем среди несовершеннолетних бесплатно. Но далеко не все попадают под диагностику. Соответственно, у нас выпадает именно та группа, которая экспериментирует.
Михаил Колесников:
- Мы периодически встречаем негативное отношение к тестам, но когда с родителями беседуешь и объясняешь, что ничего страшного от этого нет, само тестирование не подразумевает никаких социально-правовых ограничений, то, как правило, они понимают необходимость тестирования. Бывает абсолютно негативное отношение ко всему, но активного сопротивления мы не встречаем. Пока механизм один – убеждать и доказывать.
Игорь Сажин:
- Представим: бригады врачей объезжают школы и вузы. Беспокоит система выявления наркозависимых - могут ли на этой стадии быть ошибки? А главное, нас волнует возможная утечка информации.
Защита информации
По статистике, сегодня в клинику обращается лишь каждый седьмой наркозависимый – молодые люди боятся огласки. Поэтому защита персональных данных при тестировании на наркотики становится серьезной проблемой и камнем преткновения. Хотя, с другой стороны, система защиты диагностики СПИДа работает, к тому же исследования проводят не завучи, а сотрудники лабораторий заочно. Биоматериал к ним поступает под кодовым номером без имени сдавшего его человека.
Сергей Зинченко, начальник отдела управления аппарата Государственного антинаркотического комитета по Северо-Западному федеральному округу:
- Защита персональных сведений – очень важный фактор. Разумеется, эти фамилии не должны звучать с экранов телевизоров, но поскольку у нас, специалистов, есть еще возможность остановить наркомана, я не исключаю, что эти данные должны знать медицинские и социальные работники, преподаватели и в первую очередь - родители. Это необходимо для того, чтобы проводить с этим человеком целенаправленную работу: тех, кто уже давно употребляет, лечить, а с теми, кто только встал на этот скользкий путь, работать комплексно. Вопрос этот дискуссионный, но если вынесут решение, что работа с наркозависимыми людьми будет открыта для общественности, то, несомненно, потребуются дополнительные законы или нормативные акты.
Игорь Сажин:
- В этой ситуации к информации должно быть колоссальное внимание, доступ к ней должен быть ограничен. В нашей стране создается отрицательный образ наркотиков – мы поддерживаем это, но без надежной защиты информации борьба с наркотиками выльется в преследование и травлю наркозависимых и в большинстве своем больных людей вместо их лечения и возвращения в общество.
Провести обязательное тестирование и выявить наркозависимого – это еще только начало. Обеспечение конфиденциальности данных и подключение к проблеме родителей - тоже часть работы с наркозависимыми подростками. Понятно, что лечиться в дорогих клиниках под силу далеко не всем, а государственные программы комплексной реабилитации, их методики - это пока тоже из области новых социально-медицинских технологий. Современные медико-социальные реабилитационные центры еще предстоит создать, и для них нужны квалифицированные сотрудники.
Профилактика
Мощная антинаркотическая пропаганда всеми возможными для этого способами – именно так определили свою задачу специалисты. Больше знаешь – дольше живешь.
Марина Балашова:
- Откуда подросток узнает о том, какой страшной бывает болезнь? Профилактическая серьезная информационно-разъяснительная работа как среди подростков, так и среди родителей необходима. Они должны знать о последствиях, которые их ожидают. Причем эту работу нужно начинать с младшего звена. Никто не говорит о первоклассниках - не следует их пугать и стращать. Но есть методики, которые рассчитаны на разные возрасты, в том числе и на младшие классы, и которые разъясняют, как опасны бывают такие эксперименты с наркотиками. Но если ребенок уже их попробовал, то тогда должны включаться специалисты - медики, психологи и психотерапевты, потому что это уже - медицинская проблема. Родители и ученики должны понимать, что реабилитация – это процесс на всю оставшуюся жизнь. Один раз попробовал – и всю жизнь придется лечиться. Сегодня в мире нет ни одной методики стопроцентного излечения от наркомании, речь идет только о периоде ремиссии, т.е. остановки. И не факт, что если молодой человек отказался от наркотиков, то через несколько лет он не начнет их снова употреблять. Чтобы дети не попали в эту среду, нужно задействовать все сферы жизни – и спорт, и творчество, и образование. Чем больше он будет занят полезным делом, тем меньше дурных мыслей о поддержке себя наркотиками придет ему в голову.
Игорь Сажин:
- Реальная борьба с наркотиками – это создание таких условий в обществе, когда люди отвергают потребление наркотиков. Важно, чтобы они не существовали в открытой среде. Человек, который хоть как-то связан с наркотрафиком, должен быть отвергаем обществом, и это есть реальная борьба общества с наркотиками. А для этого необходимо сформировать определенную культуру в обществе.
Елена ХАРЛАМОВА
добавить комментарий |
|