Культура |
Солист Большого театра Андрей Меркурьев: "Я хочу станцевать в Сыктывкаре!"
Фото Ивана ФРОЛОВА |
Ведущий солист Большого театра Андрей Меркурьев родился в Сыктывкаре. В середине 90-х один сезон танцевал на сцене Государственного театра оперы и балета Республики Коми. Регулярно гостит в родном городе, а в этом году даже планирует устроить специально для земляков несколько артистических акций. Подробности – в интервью, которое провел специально для МС московский журналист Владислав Васюхин.
- Андрей, сегодня ваше имя упоминают в одном ряду с лучшими артистами балета, у вас есть свой зритель и фан-клуб в интернете, вас выбирают в партнеры знаменитые балерины Светлана Захарова, Диана Вишнева, Ульяна Лопаткина, вы работаете с выдающимися хореографами – от Юрия Григоровича и Алексея Ратманского до испанца Начо Дуато, вы получаете престижные премии… В общем, перечислять можно долго. Но довольны ли вы сами своей карьерой?
- Нет. Я уверен, что смог бы сделать в Большом театре, который считаю своим домом, гораздо больше и проявить себя гораздо ярче и полнее. Впрочем, то же самое, возможно, вам может сказать о себе любой из моих коллег, даже самый успешный и титулованный. Такой уж у артистов странный характер – по-настоящему мы живем только на сцене и больше всего желаем получить новую интересную работу!
- Что мешает?
- Часто мешает репертуарная политика. Я могу отказаться от какой-то партии, но сам себя назначить на роль, разумеется, не могу. Ну и как реагировать, если руководство балетной труппы вдруг заявляет, что «не видит» Меркурьева в той или иной постановке?!
- И как вы реагируете? На баррикады не идете?
- Я – человек северный, а значит, довольно спокойный. Мне чужды конфликты и скандалы, истерики в прессе и публичные выяснения отношений, демонстративное хлопанье дверями. Но, можете не беспокоиться, за себя постоять могу. Хотя, конечно, переживаю и нервничаю!.. Однажды, когда у меня целых четыре месяца не было работы в Большом, я даже впал в депрессию и всерьез подумывал о том, чтобы уйти из театра и из профессии. А сейчас, как шутят мои друзья, я могу захандрить, потому что работы слишком много! Скажем, в марте, кроме Большого театра, у меня выступления в Лондоне и Нью-Йорке, а в апреле – в Петербурге и Казани. К тому же, приглашают другие театры, в том числе драматические. Скажем, в Театре наций, которым руководит замечательный артист Евгений Миронов, у меня есть любимая роль – в спектакле «Бедная Лиза». Его поставила в 2009 году Алла Сигалова, а моей партнершей выступает Чулпан Хаматова. Мы играем с ней не только в Москве, но и в разных городах и странах. В феврале, к примеру, летали на гастроли в Алматы и были поражены и теплым приемом, и красотой Медео.
- Ваша «Бедная Лиза» – довольно сложное, синтетическое произведение…
- Да, критики называют его «спектаклем не для всех», говоря, что он производит гипнотическое впечатление, сравнивают его с шампанским брют или горьким шоколадом – это ведь тоже деликатесы на любителя. Если в двух словах, то Алла Сигалова создала хореографическую новеллу на камерную оперу Леонида Десятникова, а он – один из главных современных композиторов. Кстати, сейчас в Большом театре идет его балет «Утраченные иллюзии», где я танцую главную партию. Так вот, «Бедная Лиза» создана по мотивам повести Карамзина. Наверное, все помнят это сентиментальное классическое произведение, но у нас действие перенесено в нынешнее время, более того, в кинотеатр, которого в карамзинские годы и представить себе не могли. Это современная хореография, неожиданная, смелая, интересная. В общем, причин увидеть спектакль есть несколько, но публика, чего уж там скрывать, приходит посмотреть на танцующую Чулпан Хаматову. Это, действительно, интрига и сенсация.
- Да, но уходят многие зрители под впечатлением от вашего танца, и именно вас за эту роль номинировали на «Золотую маску». Вы расстроились, что не стали обладателем национальной театральной премии?
- Конкурс есть конкурс. Вспомните, сколько раз не доставался «Оскар» Мэрил Стрип! У меня уже есть одна «Золотая маска», а номинация главного фестиваля страны – это уже награда. Я погрешу, если скажу, что совсем уж равнодушен к званиям, премиям и тому подобным знакам отличия. Просить ничего не буду, но если награды существуют, получать их приятно. К примеру, несколько лет назад я с радостью принял итальянскую премию имени Леонида Мясина. Но при этом всегда можно сказать, что Михаил Барышников не является народным артистом США, а другой выдающийся танцовщик, Владимир Малахов, не носит звания заслуженного артиста Германии, хотя эта страна, где он давно уже живет и работает, им гордится... Но, честно признаюсь, мне не очень весело слушать от журналистов или зрителей вопрос, почему же я до сих пор не получил звание заслуженного артиста России. Отвечаю просто: это вопрос не ко мне, а к дирекции Большого театра и Министерству культуры. Для артиста важнее всего имя.
- В начале октября вам исполнится 35. Для артиста балета – это серьезный юбилей. Планируете как-то его отмечать?
- Если имеете в виду торжественный вечер, речи, банкет и тому подобное, то, конечно, даже смешно об этом говорить! Мне же исполнится не 75!.. Лучший подарок к этой дате – новая роль, и, надеюсь, она у меня будет. Но недавно московские друзья натолкнули меня на интересную мысль: приехать в дни этого маленького юбилея в родной Сыктывкар и сыграть спектакль. Я хочу показать землякам, чего я достиг в творчестве. Но надо быть реалистом: представить на гастролях в Коми полноценный спектакль Большого театра – это почти невыполнимая идея, она потребует больших усилий и больших денег. Хотя, конечно, я бы с удовольствием станцевал перед земляками и Красса в «Спартаке», и Базиля в «Дон Кихоте», и Хозе в «Кармен-сюите» или балеты, сочиненные современными хореографами. Но, думаю, мне вполне по силам привезти на гастроли «Бедную Лизу», о которой мы сегодня так много говорили. Думаю, Чулпан Хаматова и Театр наций пойдут мне навстречу. Или можно показать спектакль «О.С.» по роману де Лакло «Опасные связи». Это тоже современная хореография. Меня неожиданно пригласили в независимый проект SounDrama Studio, а поскольку я склонен к экспериментам, то согласился. Но, понятно, что и в этом случае потребуются спонсорская поддержка и единомышленники из числа моих земляков. Кроме того, у меня есть другие креативные идеи, так или иначе связанные с Сыктывкаром и балетом, правда, пока подробно говорить о них я не хочу.
- Переехав сперва в Петербург, а после в Москву, точнее даже, став гражданином мира, человеком, о котором говорят «звезда мирового балета», часто ли вы вспоминаете Сыктывкар?
- А как о нем можно забыть, если здесь живут мои родители, мои братья и другие родственники? Даже если я приезжаю сюда на один - два дня, Сыктывкар дает мне силы, подпитывает энергией. Это мой родной город, и этим все сказано!
комментарии посетителей (всего: 1) |
добавить комментарий |
|