Курьер |
Встречи на ВВЦ Национальная галерея РК дебютировала во Всероссийском музейном смотре
Мария Бендерская, Ольга Талянина и Ольга Орлова на экспозиции
«Интермузея» |
Если и есть сфера абсолютно бескорыстного служения культуре, то это, безусловно, музеи и библиотеки. Не случайно же, встречаясь на профессиональных форумах, музейщики из разных регионов, будь то богатая столица или нищая периферия, узнают коллег по профессии, что называется, с полувзгляда и с полуслова. И, конечно, помогают друг другу чем только могут. А словами приветствия, которые частенько довелось слышать сотрудникам Национальной галереи РК на состоявшемся недавно в Москве Всероссийском музейном фестивале «Интермузей», были киплинговские «мы с тобой одной крови, ты и я». Видимо, музейное братство и в самом деле самое крепкое и особенное.
Как уже сообщала «МС», в фестивале «Интермузей-2008», который в конце мая проходил во Всероссийском выставочном центре, наша галерея участвовала впервые. На столь представительном форуме было решено показать один из лучших проектов этого года, посвященный талантливому воркутинскому скульптору, художнику и поэту Вениамину Смирнову. Представлять его отправилась автор и куратор выставки «Пора на крыло» Ольга Орлова. Ну а поскольку в рамках фестиваля было организовано множество важных и весьма полезных совещаний и «круглых столов», то в столицу выехала целая делегация сотрудников галереи во главе с директором Ольгой Таляниной. Ольга Леонидовна была приглашена на заседание Президиума Союза музеев России, а главный хранитель фондов нашей галереи Вера Соколова и заведующая отделом фондов Мария Бендерская приняли участие в первом всероссийском совещании главных хранителей.
Напомним, в связи с печально знаменитым похищением шедевров из Эрмитажа одним из его сотрудников в 2006 году к специалистам, отвечающим за хранение музейных предметов и коллекций, стали предъявляться особо жесткие требования. Однако после комплексной проверки, охватившей все без исключения государственные музеи страны, стало ясно, что прозвучавшие в телерепортажах обвинения в адрес музейных работников преждевременны и не-боснованны. Об этом на совещании заявила руководитель управления по сохранению государственного музейного фонда Анна Колупаева.
Между тем вопросов по проблемам хранения у музейщиков, приехавших в Москву со всех уголков страны, накопилось немало. Требования к ним предъявляются по высшему разряду, а вот условия и средства для их выполнения, как правило, отсутствуют. Не хватает помещений, нет денег на установку современного оборудования, стеллажи для хранения почти всегда забиты под завязку, вследствие чего шедевры годами пребывают в неподобающих их сохранности условиях. К счастью, на общем фоне наша Национальная галерея выглядит более или менее благополучно.
Другой важной проблемой, обсуждавшейся на встрече, является качество комплектования музейных коллекций. Было время, когда музеи стремились максимально обогатить свои фонды, и подчас в коллекции попадали экспонаты, без которых можно было бы вполне обойтись. Сейчас приоритеты изменились и уже встает вопрос, куда девать неценные и занимающие много места предметы, чтобы можно было приобрести что-то действительно раритетное, по-настоящему ценное.
Много внимания было уделено учету. Современно укомплектованный музей - тот, где вся информация и документация занесены на электронную базу, место хранителя – за ноутбуком, а на каждый предмет нанесен штрих-код, так что вынести его за пределы музейных стен практически невозможно. Стоимость одного метра хранилища, оснащенного по последнему слову техники, составляет на сегодняшний день 90 тысяч рублей. Увы, для подавляющего большинства музеев (за исключением, может быть, самых крупных) вся эта дорогостоящая начинка еще долгое время будет заоблачной мечтой, воплощение которой – за пределами реальных возможностей. Но, по крайней мере, сейчас поставлены четкие задачи, за выполнение которых будут спрашивать столь же четко. Обо всем этом рассказали вернувшиеся из столицы участницы всероссийского совещания Вера Соколова и Мария Бендерская.
Тем временем Ольге Орловой, представлявшей проект «Пора на крыло» непосредственно на экспозиции «Интермузея», довелось встретиться не только с нашими земляками, проявившими большую активность и интерес к экспозиции Коми на ВВЦ, но в том числе и с теми, кто лично знал Вениамина Смирнова, с его друзьями и коллегами. Во-первых, несмотря на большую занятость, на выставку счел необходимым прийти режиссер Владимир Полянский – тот самый, кто в свое время снял для Коми телевидения фильм о Смирнове, на основе которого чуть позже была создана телепередача, посвященная памяти уже ушедшего из жизни талантливого художника. Выяснилось, что Полянский снимал Вениамина Смирнова и в последние годы его жизни, у него хранятся документальные кадры длительностью 20 минут. «Значит, надо делать фильм, - считает Ольга Орлова, - нельзя, чтобы эти ценнейшие кадры пропали втуне».
Заглянул на ВВЦ и известный скульптор, заслуженный художник России Александр Балашов, вместе с которым в далекие 60-70-е молодой Смирнов дважды ездил в творческие командировки на Чукотку. Итогом этих поездок стала книга работ художников. С гостем Ольга Владимировна проговорила три часа, он рассказал много нового и интересного об этом удивительном человеке. Кстати, нисколько не идеализируя Вениамина Смирнова, Александр Балашов охарактеризовал его просто и емко: «Это был герой-одиночка».
Примечательно, что коллеги-музейщики из Санкт-Петербурга, знакомившиеся с экспозицией из Коми, опытным глазом сразу отметили питерский стиль творений Смирнова, ведь, как известно, художник был родом из города на Неве.
Конечно, в галерее не скрывают, что, представив этот проект, рассчитывали принять участие в профессиональном конкурсе и, может быть, даже выиграть в одной из номинаций «Интермузея». Однако в последний момент выяснилось, что для участия в конкурсе не хватает одного документа, да и щедрый денежный приз (100 тысяч рублей) жюри фестиваля, как правило, присуждает многократным участникам этого мероприятия, в то время как Национальная галерея РК на этом форуме пока что новичок. В итоге Гран-при «Интермузея – 2008» достался Ханты-мансийскому музею природы, чьи затраты на экспозицию значительно превзошли денежный приз фестиваля.
Наша галерея стала дипломантом «Интермузея» и планирует принять в нем участие и в следующем году. Особую благодарность сотрудники художественной сокровищницы республики выражают Постоянному представительству РК в Москве при Президенте РФ. Постпредство оказало галерейщикам всестороннюю помощь, в том числе снабдило недостающим оборудованием, без которого наш стенд на ВВЦ смотрелся бы не столь презентабельно. Галина Соболева
добавить комментарий |
|