Знай наших |
Директор «Русского Парнаса» Четыре ипостаси Анатолия Коршикова
Как и во всякой старинной усадьбе, в Остафьево есть своя легенда. Она гласит: Пушкин, неоднократно приезжавший в подмосковное имение друга Петра Вяземского, гуляя по прекрасной липовой аллее, сохранившейся и поныне, назвал ее «Русским Парнасом». Как известно, в греческой мифологии гора Парнас была местом обитания Аполлона и муз. А родовое гнездо князей Вяземских стало приютом для светил отечественной литературы - Жуковского, Батюшкова, Грибоедова, Гоголя. Здесь двенадцать лет писал «Историю государства Российского» Карамзин, читал заключительные главы «Евгения Онегина» Пушкин... «Русским Парнасом» стали называть всю усадьбу, а в наши времена - и государственный музей, открытый здесь. Жизнь музея кардинально изменилась, когда его возглавил наш земляк Анатолий Семенович Коршиков.
Музей, который потеряла Россия
В 1976 году Коршикова принимал на работу в Коми обком партии первый секретарь Иван Павлович Морозов, который для многих молодых партийцев тогда был больше чем отец родной. И сейчас в рабочем кабинете директора музея висит портрет Ивана Павловича, у которого он, по его словам, мысленно спрашивает совета в трудной ситуации.
Партийная карьера Анатолия Семеновича начиналась в Воркуте. Несколько лет он работал вторым секретарем Ухтинского горкома партии, затем первым секретарем в Усинске. Из обкома партии последовал перевод в Москву, в ЦК КПСС. В начале перестройки Коршикова снова отозвали в республику, где он работал секретарем, потом вторым секретарем обкома КПСС. Всего он отдал Коми 33 года, и, по словам Анатолия Семеновича, это лучшее время его жизни.
А дальше последовал резкий поворот в судьбе: партийный работник, много лет курировавший ключевые направления экономики, возглавил музей-усадьбу «Остафьево» - «Русский Парнас», культурную достопримечательность России. На мой вопрос, как это произошло, Анатолий Семенович отвечает, что для него ничего неожиданного не было. Наряду с партийной работой он всегда увлекался движением декабристов, много читал. Собирал все, что связано с декабристским движением и Пушкиным: книги, гравюры, скульптуры, значки, медали. Столь обширные знания позволяли читать лекции о декабристах. Коршиков хорошо известен в среде пушкинистов, тесно связан с Пушкинским музеем Москвы, Пушкинским музеем-заповедником в Михайловском.
В конце 1991 года Анатолий Семенович согласился стать директором музея-усадьбы. В коллективе было всего 17 человек. Замечательный архитектурно-парковый комплекс переживал упадок, новый директор не мог принять от бывшего ни одного документа: передавать было нечего. Он заявил коллективу, что приложит все силы, чтобы восстановить Остафьево. При этом легкой жизни не обещал никому.
Благодаря усилиям Анатолия Семеновича в восточном флигеле усадьбы открылась постоянная выставка «Музей, который потеряла Россия». Четыре поколения рода Вяземских, владевшие усадьбой в течение 100 лет, собрали здесь уникальные художественные ценности. Последний ее владелец - князь Павел Петрович Вяземский - был страстным коллекционером, при нем Остафьево стало настоящим музеем собраний живописи, графики, предметов декоративно-прикладного искусства. Его дело продолжил граф Шереметев, ставший владельцем родового гнезда Вяземских в конце XIX века. Именно он открыл в 1899 году в усадьбе общедоступный Пушкинский музей, а потом сделал все, чтобы сберечь усадьбу и сохранить ее раритеты.
Но в 30-х годах прошлого века остафьевский музей был разорен и закрыт. Фотографии, архивные документы, книги, сохранившиеся предметы мебели, представленные на выставке, рассказывают, что потеряла Россия. Из Остафьево в Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина было вывезено множество картин и гравюр. Богатейшая библиотека в 40 тысяч томов отправлена в Ленинку. Всего более чем 30 музеев страны пополнились экспонатами из Остафьево. И это их лучшая участь. Много вещей было продано с аукциона, а старинные иконы и оклады просто сожгли. Через много лет, когда делали ремонт в местной школе, выяснилось, что пол устлан... иконами. Коршиков считает, что это трагедия, которую пришлось пережить не только «Русскому Парнасу», но и всей России.
Тем не менее благодаря Анатолию Семеновичу Остафьево отстояло право на жизнь, став в 1994 году музеем федерального значения. А в 2000 году здесь началась реставрация.
Музей, который приобретет Россия
Сейчас в штате музея 137 сотрудников. Главный вопрос, который беспокоит директора, - закончить реставрацию дворца, вернуть старинной усадьбе прежний вид. Первый этап реконструкции пройден: отремонтированы открытые галереи, восточный и западный флигели, открыто одно из лучших фондохранилищ в России. Когда в Остафьево приезжала представитель Британского музея, а это музей мирового класса, она была просто поражена увиденным: самое современное оборудование из Германии, Франции, Финляндии, Швеции, японская электроника, создающая оптимальный микроклимат, надежная система защиты. Далеко не все известные музеи мира имеют такое оборудование. По крайней мере, ничего подобного в Британском музее нет, признала именитая гостья.
Но самое главное, чего добился директор, установив оборудование на уровне мировых стандартов, - это то, что многие руководители музеев, которые раньше заявляли, что не согласны на возврат экспонатов, увезенных из Остафьево, теперь признали, что здесь условия хранения гораздо лучше, и согласились вернуть раритеты. Анатолий Семенович говорит, что дирекция уже получила предметы из нескольких московских музеев: Пушкинского, Останкинского, Литературного.
Вся современная техника спрятана под землей, а люди, приехавшие на экскурсию в Остафьево, увидят усадьбу такой, какой она существовала при хозяевах. Это задумка директора. Возведение подземного хранилища можно признать поистине уникальной инженерной работой. Во-первых, предстояло вывезти огромный объем грунта из подвала, углубив его до шести метров. Во-вторых, надо было сохранить дом, чтобы при проведении работ он не пострадал ни в малейшей степени. Было найдено оригинальное техническое решение: дом поставили на специальные сваи, он будто висел в воздухе. Установленные приборы фиксировали любое изменение. Благодаря им удалось выяснить, что погрешность составила всего 0,04 миллиметра, то есть дом остался в прежнем виде.
До окончания реставрации осталось три года. Сейчас в усадебном парке идут работы по восстановлению малых архитектурных форм, вскоре появятся утраченный «Храм Аполлона» - красивая беседка на берегу пруда, «Драконово гнездо», грот «Каскад», обсерватория, уже восстановлено «Марсово поле». Специалисты утверждают, что открытие обновленного «Русского Парнаса» будет огромным событием для России, а после реставрации музей будет принимать до 500 тысяч человек в год.
Кабинет медали
Коллекционирование - особый вид творчества. Коршиков говорит, что начал собирать первые коллекции монет, этикеток в четыре года. Повзрослев, стал собирать все, что связано с Пушкиным: книги, гравюры, скульптуры, монеты, значки, медали. Сегодня его Пушкиниана - это более 30 тысяч предметов. В этом увлечении его поддерживают все члены семьи - жена и двое сыновей. Он - автор двух книг по медалистике. Это вторая сторона его жизни. Анатолий Семенович говорит, что для него это своеобразная психологическая разгрузка. Коллекция медалей действительно очень редкая. А такой Пушкинианы, наверное, нет больше нигде - более тысячи медалей.
Сначала собирал для себя, потом понял, что коллекция востребована, что ее хотят увидеть другие люди. Создание Кабинета медалей, открывшегося в Остафьево, стало логическим продолжением желания восстановить усадьбу, заложенные здесь традиции. Ведь Андрей Иванович Вяземский еще в 1785 году привез в Остафьево коллекцию монет и медалей из Европы, сам составил каталог, сделал подписи.
Кабинет медали вызывает живейший интерес и специалистов, и любителей, специально ради него в Остафьево приезжают коллекционеры из ближнего и дальнего зарубежья. Часто осматривают уникальную коллекцию и солидные государственные мужи, видные политики нашей страны. Как выяснилось, многие из них питают страсть к коллекционированию.
Чем подкупает кабинет, так это возможностью все самому разглядеть, потрогать. Здесь нет табличек «Руками не трогать!», а святая святых - хранилище, обычно недоступное простому посетителю, - открыто настежь. Можно выдвинуть ящички, убедиться, что каждый экземпляр имеет свой паспорт, посмотреть, как хранится медаль и как с ней работает специалист, - рядом стоит микроскоп, лежат специальные перчатки и другие необходимые предметы.
В Кабинете собраны медали более 70 стран. Одна из самых крупных коллекций французских медалей - более тысячи, причем начиная с медалей XVII века. Весьма экзотические ордена Японии, например орден Священного Сокровища. Есть авторские медали, которые выпущены всего в одном-двух экземплярах. Имеются и просто уникальные.
Помимо медалей, в коллекции множество монет, памятных знаков, скульптур, гравюр. Всего здесь представлено более 40 тысяч единиц, а с учетом солидной библиотеки по медалистике, архива из тысячи публикаций и материалов более 50 тысяч.
Душой и сердцем с Коми
Именно в Остафьево прошло первое собрание региональной общественной организации «Землячество Коми», которая недавно отметила 10-летний юбилей. Музей стал объединяющей силой землячества, сюда стали приезжать на Пушкинские праздники поэзии, на экскурсии семьями и в одиночку, это уже стало традицией. Много друзей и знакомых Анатолия Семеновича тоже довольно часто приезжают из Коми в Остафьево. Он регулярно просматривает книгу отзывов, в которой земляки оставляют благодарственные записи.
Коршиков часто бывает и в Усинске, и в Ухте. В Пушкинском лицее Ухты он читал лекции, помог создать уголок музея-усадьбы «Остафьево». Неоднократно приезжал вместе с членами землячества в Сыктывкар. Он считает не своей личной, а заслугой республики, что ему присвоено звание заслуженного работника культуры РФ, вручена медаль Пушкина. Сейчас он - Почетный гражданин Подольского района, где и живет.
И главное, ему есть кому передать музей. Старший сын Юрий закончил две академии: финансово-экономическую и культуры, работает заместителем директора музея, проявляя способности хорошего менеджера. Младший сын Иван окончил факультет искусства МГУ, увлекается историей, три года учился при японском посольстве, хорошо знает латынь, что очень важно для специалиста, занимающегося медалистикой. Экскурсии по Кабинету медалей сейчас проводит только он, так как другие сотрудники пока не обладают необходимыми знаниями, чтобы, не заглядывая в источники, ответить на многочисленные вопросы посетителей.
- Я не забыл республику, до сих пор ощущаю с ней кровную связь, - говорит Анатолий Семенович. - В Коми я женился, там родились мои сыновья, моя теща - ижемка, и вся родня по линии жены - коми. Между прочим, и Коми меня не забывала. Когда музей переживал трудные времена, коллектив сидел без зарплаты, нам помог Усинск, перечислив деньги. Сумма была скромной, но на тот момент мы были ей очень рады. Я связан с республикой не формально, все происходящее в ней меня волнует. Думаю, что скажу от имени всех земляков: где бы мы ни были, куда бы не забросила нас судьба, все равно душой и сердцем мы с Коми. Светлана ШАХМАТОВА
добавить комментарий |
|