Всякая всячина |
Книга об Учителе Коми пединститут выпустил сборник воспоминаний о Полине Степановне Марковой
День учителя в республиканской альма-матер педагогов – Коми государственном пединституте отметили в этом году по-особенному. Специально к своему профессиональному празднику здесь приурочили презентацию книги о человеке, ставшем педагогическим символом республики - Полине Степановне Марковой, первой и единственной из учителей Коми АССР, кто был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Выпускница КГПИ, Полина Маркова 12 лет проработала директором сыктывкарской школы № 4, и именно в эти годы школа стала площадкой, где апробировались и внедрялись самые передовые педагогические идеи. Те, кто учился у Полины Степановны и кто работал под ее началом, единодушны: она была Учителем с большой буквы, педагогом по призванию. Даже спустя 15 лет после ее смерти о ней вспоминают с удивительной теплотой и уважением.
Между тем собрать материал об этом человеке оказалось делом непростым. Полина Степановна отличалась необыкновенной скромностью, публикаций о себе (которых было немало) не собирала, и когда ее муж Александр Степанович Белозеров взялся за сбор материала для книги, ему пришлось много времени провести в библиотеках, архивах и музеях. Затем свою лепту внесли те, кто хорошо знал П.Маркову и написал о ней воспоминания.
Судьба Полины Степановны, особенно в самом начале жизненного пути, была очень трудной и трагичной. Пелагея Сукачева (такое имя она носила в девичестве) была самой старшей среди пяти сестер и братьев в семье воронежского крестьянина. В 1930-м, когда Пелагее было всего 8 лет, Сукачевых раскулачили и выслали на Север. Они попали в спецпоселение в Корткеросском районе. Спустя три года отец умер от голода и непосильной работы на лесозаготовках. Семья осталась без кормильца. А через год умерла и мать. От голодной смерти детишек спас детдом. В 1937-м 15-летняя Пелагея окончила семь классов и поступила в сыктывкарский педтехникум повышенного типа. А в 1940-м она уже работала учительницей и завучем в глухой деревеньке Усть-Куломского района. При этом продолжала учиться - поступила на заочное отделение истфака Коми пединститута, в 1945 году стала студенткой очного отделения, а в 1948-м его окончила. Материальное положение прилежной студентки было настолько тяжелым, что в вузе старались помочь ей с трудоустройством – она подрабатывала то лаборанткой, то секретарем, вела уроки в базовой институтской школе № 1. В эту школу, куда, кстати, принимали только лучших из лучших, и получила распределение.
В 1958 году Пелагея Сукачева вышла замуж и стала Полиной Марковой. Самыми яркими в ее учительской судьбе стали 60-е годы. В 1961-м П.Марковой было присвоено звание заслуженного учителя школы Коми АССР. На следующий год, несмотря на происхождение, дочь раскулаченного спецпереселенца приняли в ряды КПСС и назначили директором только что открывшейся школы № 4. В 1966 году Полина Степановна была удостоена звания «Заслуженный учитель школы РСФСР», а в 1968-м – на Всесоюзном съезде учителей ее в числе большой группы педагогов награждают орденом Ленина и званием Героя Социалистического Труда.
На директорском посту П.Маркова проработала до 1973 года. Оставила эту должность из-за болезни, но продолжала вести в школе уроки истории. В 1977-м вышла на пенсию.
На презентации книги бывшие подчиненные Полины Степановны рассказали, каким мудрым руководителем и наставником она была для них, молодых тогда учителей. Ее наставления невозможно забыть. Например, она говорила: «Учитель умнее и мудрее ученика, поэтому всегда может найти выход из положения и подход к каждому ученику». А их в четвертой школе тогда было полторы тысячи, школа работала в три смены! Сама она знала каждого ученика, находила время, чтобы побеседовать с учителями, и все сложные вопросы решала демократическим путем. Не случайно в педагогическом коллективе не было ни группировок, ни склок, ни конфликтов. А еще она обладала удивительным даром убеждения. Под ее началом успешно внедрялись самые смелые инновационные проекты. Теорию, которую П.Маркова преподавала долгие годы в родном пединституте, студенты сразу же применяли на практике, мечтая поскорее включиться в работу.
добавить комментарий |
|