Республика Коми МС «Молодежь С-Юга», еженедельная газета Республики Коми
Республика Коми МС Авто "не первой свежести" »»»
Создатели сайта Artkomi: "Мы будем ... »»»
На "Тушите звук" приедут ... »»»
Республика Коми
№ 32 / 17.08.2012 
|  Архив  |  Experto Credite  |  Информация  |  Акционерам  |  Общение  |
 ПОИСК ПО САЙТУ 

 Тушите звук 
 kot.tv 
 Бессоница 
 РадиоРубка 

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

 Метро 
 Вся Россия 
 Сила добра 
 НАШИ ПАРТНЕРЫ 
ki.gif
ki.gif
ms.gif
ki.gif
bbs.gif
pora_na_rabotu.gif
ezkh_250x70.gif
 ВАС ПОДСЧИТЫВАЮТ 
Рейтинг ресурсов УралWeb
Rambler's Top100Service

 Молодежь С-Юга № 48 (7327) от 29 ноября 2007 года

Лицом к лицу 

Василий Задорожный:

«Качество образования зависит от мозгов и желания»


Фото Галины Добрыниной

Высшая школа стоит на пороге перемен. Как скажутся реформы на государственных вузах Коми, пока никто прогнозировать не берется, но события развиваются настолько стремительно, что руководителям высших учебных заведений необходимо уже сейчас определяться по многим аспектам и выстраивать свою дальнейшую стратегию. Иначе можно опоздать. О том, как обстоят дела в крупнейшем вузе республики - Сыктывкарском государственном университете, мы беседуем с его ректором Василием Задорожным.

- Василий Никифорович, поводом для этого интервью мог бы стать ваш юбилей. Однако вы не только отказались от торжеств, но и вообще уехали на это время в командировку. Что, так не любите отмечать юбилеи?

- Нет, не в этом дело. Я же отмечал 50-летие, 55-летие, но жизнь идет, меняется человек, меняются его взгляды. Ведь иногда так бывает, что отмечают не столько юбилей человека, сколько юбилей должностного лица. И мне бы хотелось как раз этого избежать, потому что цена человека, в конечном счете, определяется не ценой должности. А на юбилейных мероприятиях иногда путают одно с другим. Поэтому я свой юбилей провел в кругу семьи и в кругу коллег, друзей, с кем нас объединяют общее дело, взгляды. И думаю, что в итоге мне удалось избежать казенщины.

- Вы уже 12 лет на посту ректора крупнейшего вуза республики. Многое за это время изменилось к лучшему - расширился перечень специальностей, факультетов, увеличилось число студентов. Материальная база университета, по сравнению с другими сыктывкарскими вузами, - вне конкуренции. Но в то же время вызывает недоумение ухудшение качества подготовки студентов.

- Все говорят, что образование стало хуже, но не задумываются: а, собственно, чем хуже? Такой стереотип в нашей стране сложился, начиная с 90-х годов, и он звучит и в вашем вопросе. Я хочу напомнить о происхождении разговоров о качестве образования. В 90-е годы открылся «занавес», появилось много программ, направленных на то, чтобы обучать нас, «неграмотных» жителей России, СНГ цивилизованным методам работы. И масса преподавателей, сотрудников министерств и ведомств выезжала за рубеж на всевозможные курсы. Они возвращались оттуда и говорили, что наше образование никуда не годится. Действительно, образование, которое они там увидели, отличается от нашего. Но наше-то образование, по мировому признанию, самое фундаментальное!

Между прочим, в прежние годы и сейчас были и есть студенты хорошие и плохие. Было другое общественное восприятие задач и функций высшего образования. И родители, и сам молодой человек не видели другой траектории своего жизненного пути, как пойти учиться. Без образования - ты дворник, а с образованием - инженер с окладом в 120 рублей. Но все-таки инженер! И такой вольницы, как сейчас, тогда не допускали. Да, нынешние студенты не такие прилежные, но дело тут не в образовании. Разве в 90-е годы такое количество студентов знало английский язык? Разве тогда студенты так владели компьютером? Жизнь изменилась, коренным образом поменялась ситуация, приоритеты выстроились другие.

Качество образования зависит от нескольких составляющих. Во-первых, и прежде всего, от «качества» самого студента - его мозгов, его жизненных установок и ориентиров. Второй фактор - преподаватели. Да, здесь есть проблемы, и проблемы не в заработке. Это тоже устаревший стереотип. Я понимаю, что могу вызвать гнев своих коллег, но заработок не такой уж маленький. Скажем, оклад профессора - 24 тысячи рублей с копейками.

- Но до профессора еще надо дорасти.

- Все верно, но говорить о том, что качество образования упирается в размер зарплаты, нельзя. Да, преподаватели получают недостаточно, и я буду не прав, если скажу, что у них все хорошо. Но вопрос, в конечном счете, не в заработке. Потому что те, кто прикипели к высшей школе, никуда не уйдут, они понимают преимущества работы в вузе. А вопрос в другом. Сегодня знания самих преподавателей требуют обновления, и не все за этим поспевают. Для этого надо владеть информационными технологиями, иностранным языком. Является ли это чисто сыктывкарской проблемой? Нет, это проблема всех вузов, даже московских, где сумасшедшие конкурсы. Как они выходят из ситуации? Там, если вы хотите получить экстра-образование, предлагают перейти на факультет (это называется бизнес-образование), доплатив минимум 90 тысяч рублей. И только на этом факультете дисциплины читают на английском языке.

Поэтому, с моей точки зрения, нельзя говорить о том, что качество образования снизилось, что у нас все плохо. Это как заклинание сегодня звучит на всех уровнях, со всех трибун.

И, наконец, еще один аспект. Понимание качества образования, с точки зрения нашего сообщества и с точки зрения работодателей, - разное. Причем работодатели в массе своей и не знают, чего они хотят от студентов. А просто необходимо понять, что человеку надо, чтобы он, освоив профессию, смог кормить семью, себя и государство. Но это никакой работодатель не в состоянии осмыслить, только государство может сформулировать требования к образованию и через стандарты транслировать вузовскому сообществу.

- Сейчас высшее образование в очередной раз реформируется. Вводится западная двухступенчатая система - бакалавриат и магистратура. То есть после четырех лет учебы студент получает степень бакалавра и может либо пойти работать, либо продолжить учебу в магистратуре. Вам лично подобная реформа по душе?

- Как бы я к этому ни относился, на двухступенчатую систему вузовской подготовки мы уже переходим. Принят закон, в соответствии с которым с 2009 года все вузы будут переходить на бакалавриат и магистратуру. В принципе, я оцениваю такой переход положительно.

- Почему?

- Конечно, на разных специальностях ситуация разная, но я всегда был убежден, что, например, экономиста не надо готовить 5 лет. Ведь, скажем, была специальность «бухучет», которую получали за 4 года. Что мы видим в реальной жизни? Студент поступил в вуз, но вскоре понял, что выбрал не ту специальность. Он бросает учебу и ставит на этом крест. А бакалавриат и магистратура дают свободу. Человек закончил бакалавриат, а дальше выбирает, кем он хочет стать – бухгалтером, финансистом, менеджером т.д. Он получил базовые знания, на которых строит свою дальнейшую карьеру. И если он передумал быть экономистом, а вдруг захотел стать, к примеру, психологом, то теоретически допускается, что он может закончить магистратуру по психологии.

Хотя и здесь не все так просто. 18 крупнейших вузов, не дожидаясь принятия закона, уже в этом году ввели бакалавриат и магистратуру. А вот такие небольшие вузы, как наш, опасаются – а будет ли у нас магистратура? И если будет, то сколько бюджетных мест в магистратуре предоставят некрупным вузам? Хорошо, если бы все студенты, закончив бакалавриат, могли дружно пойти в магистратуру. Но никто не сказал, что так будет.

- Поговаривают, что учеба в магистратуре будет платной.

- Вот в том-то и проблема. Если, условно говоря, выпустили 100 бакалавров, а бюджетных мест в магистратуру 20, то понятно, что будет конкурс, и деньги будут играть свою роль. С другой стороны, конечно, студент имеет право, закончив бакалавриат, выбрать магистратуру в любом вузе, что опять-таки увеличивает степень его свободы. Другое дело, и я об этом много раз говорил, что человек, уехавший в магистратуру за пределы республики, вряд ли вернется сюда работать. Поэтому мы и боремся за то, чтобы у нас было как можно больше магистерских программ.

- Еще одна проблема, по которой вы неоднократно высказывались, - демографическая яма привела к сокращению числа выпускников школ и студентов. А введение ЕГЭ - к тому, что лучшие из лучших уезжают и поступают в столичные вузы. В связи с этим насколько изменился контингент студентов СГУ?

- В этом году мы впервые принимали в университет полностью по результатам ЕГЭ, но делать выводы пока рано, потому что сессии еще не было. Что касается прошлого года, то нас это не порадовало – на тех факультетах, где принимали по результатам ЕГЭ, больше всего отчислений. С моей точки зрения, идти по этому западному пути не надо. Самая принципиальная ошибка, как мне кажется, в том, что смешали оценку работы школьника, оценку работы школы и вступительный экзамен. Все-таки это разные вещи - окончить школу и поступить в вуз. Но в нашем российском исполнении все стремятся получить хороший результат по ЕГЭ, поскольку вольно или невольно оценивается работа школы. Однако в вузе должна быть система, позволяющая отобрать своего абитуриента.

- Василий Никифорович, вы первый, кто заговорил и на протяжении многих лет горячо боролся за интеграцию сыктывкарских вузов. Сейчас вы по-прежнему ратуете за объединение или уже остыли?

- Нет, я не остыл. К сожалению, еще не все осознали, что это объективная необходимость.

- А вдруг время, когда все это осознают, так и не придет?

- Тем хуже для высшей школы Республики Коми. Интеграция шагает по всей стране. Об очередной серии реорганизации вузов, в частности, сообщается и в межвузовском вестнике. До этого прошло уже множество подобных реорганизаций. А если бы мы 10 лет назад осуществили интеграцию, могли бы получить финансовую помощь государства и сейчас бы не перетягивали друг у друга абитуриентов. Но что случилось, то случилось. Время упущено, и я не хочу прогнозировать, когда мы к этому придем. А ситуация уже сегодня аховая, только в этом никто не хочет признаться. Мы можем дойти до того, что будем выдавать дипломы тем, кто в принципе не может освоить программу высшей школы. Впоследствии это бумерангом ударит и по производству, и по нашему с вами благополучию.

- Сейчас вузы определяются, в каком статусе им впредь существовать - автономной организации (и, значит, полностью обеспечивать себя самостоятельно) либо положиться на господдержку и отдавать все заработанные средства государству. Вы в этом уже определились?

- Лично я определился, а коллектив пока подходит к этому с осторожностью. На мой взгляд, университет может существовать как автономное учреждение. Если же мы остаемся в статусе бюджетной организации, потеряем очень многое из того социального пакета, который у нас наработан. Мы тратим большие деньги на содержание профилактория, где оздоравливаются не только студенты, но и преподаватели. Преподаватель платит тысячу, а ему оказывается услуг на 6 тысяч рублей. У нас уходит 800 тысяч в год на то, чтобы преподаватели прошли в профилактории обследование и лечение - массаж, инъекции, физиопроцедуры и т.д. В зависимости от стажа работы университет оплачивает от 50 до 80% стоимости путевок в санатории, включая Сочи. Студентам компенсируется 70% стоимости путевки. Соцпакет включает в себя целый комплекс мер поддержки, но, оставаясь бюджетным учреждением, нам придется жить строго в соответствии с тем, что предусмотрено бюджетом.

- Как в университете обстоят дела с преподавательскими кадрами?

- Кадровая ситуация сегодня абсолютно нормальная. Мы хорошо выглядим по показателям, удельному весу докторов, профессоров и кандидатов наук. За последние 5 лет у нас защищено 80 кандидат- ских диссертаций и 11 докторских. Причем каждая защита сегодня требует огромных средств. Государство рассматривает это как личное дело, но мы не можем подходить к этому так же, поскольку материальное положение преподавателей не позволяет таких трат. Защита докторской диссертации сегодня обходится в сумму до 100 тысяч рублей. Средства перечисляются в вузы, где есть диссертационные советы. Все больше и больше советов, которые без денег не работают. Деньги нужны на публикации, командировки. Мы оплачиваем аспирантуру, докторантуру, заключая с преподавателями соответствующие договоры.

- Недавно вы заявили, что впереди у университета трудные времена. Что вы имели в виду? Какие испытания ждут крупнейшее высшее учебное заведение республики?

- Переход на двухзвенную систему повлечет достаточно существенные изменения, во-первых, в организационной структуре университета. Ведь сегодня кафедры построены по принципу специализации. А когда все специальности исчезают и будет просто бакалавриат, то, естественно, исчезает база для некоторых кафедр. Но специализация потребуется в магистратуре. Второе - это изменения в системе финансирования. В-третьих, это снижение контрольных цифр приема. И надо все организовать так, чтобы в результате через несколько лет было как можно меньше обиженных, и в то же время университет выполнял свои функции. Времена предстоят трудные, с точки зрения морально-психологической, нагрузки. Не исключено, что будут сокращения. В прошлом году мы уже сократили 10 ставок. Идет процесс сокращения совместителей. И как далеко зайдет этот процесс, зависит от того, как мы сумеем привлечь абитуриентов в свой вуз и еще от очень многих факторов.

Беседовала Галина Соболева


«« »»
добавить комментарий 
Имя:    E-mail: 
Город:   Сайт:
Ваш комментарий:
Код для проверки: 








 = 
 
Читайте в номере
В Коми появится День отца?
комментарии (0) | дальше »»

Тюпенко был бы рад
комментарии (0) | дальше »»

Утвердили «квоту» на иностранцев
комментарии (0) | дальше »»

Спасателей возглавил бывший десантник
комментарии (0) | дальше »»

Есть ли рецепт от «скучности»?
комментарии (0) | дальше »»

Больные места здравоохранения:
лекарственное обеспечение и кадры
комментарии (0) | дальше »»

Переселенцев обнадежили
в скорейшем решении их проблем
комментарии (0) | дальше »»

Награда за слово
Подведены итоги литературного конкурса
комментарии (0) | дальше »»

«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»: ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
комментарии (0) | дальше »»

КТО ЗАПЛАТИТ АГИТАТОРАМ СПС?
комментарии (0) | дальше »»

Эхо Москвы
комментарии (0) | дальше »»

Василий Задорожный:
«Качество образования зависит от мозгов и желания»
комментарии (0) | дальше »»

Об инвестициях и чиновниках
шла речь на заседании правительства
комментарии (0) | дальше »»

Десять лет «Покаяния»
Уникальное издание отмечает юбилей
комментарии (0) | дальше »»

Приключения «Святого семейства...»
Оригинала и копии
комментарии (0) | дальше »»

Отомстил сосед соседу
за активную работу
комментарии (0) | дальше »»

Бондарчук привезет
фильм о Пушкине
комментарии (0) | дальше »»

На языке Гомера и Анакреона
поет греческое трио из Сыктывкара
комментарии (0) | дальше »»

Книга - лучший подарок,
даже если она библиотечная
комментарии (0) | дальше »»

Нашего «соловья»
услышат в Москве
комментарии (0) | дальше »»

Под окнами милиции
совершено дерзкое преступление
комментарии (0) | дальше »»

Коми легенды и предания в графике
Аркадия Мошева
комментарии (0) | дальше »»

«Народники» освежили знания
на земле Виктора Савина
комментарии (0) | дальше »»

Уловки Рыбака
Строитель пошел по стопам Остапа Бендера
комментарии (0) | дальше »»

40 непрерывных боев
в японском храме
комментарии (0) | дальше »»

  • Подключить безлимитный тариф по акции можно на нашем портале. Обращайтесь прямо сейчас. , лучшие фотографы ростова-на-дону , вырвали зуб температура - широкий выбор услуг.
(C) ЗАО «Редакция газеты «Молодежь С-Юга», 1998-2007.
Перепечатка материалов сайта допускается только
при наличии письменного разрешения редакции.

Разработка и поддержка сайта: Артем Евстигнеев
Предыдущие версии создавали:
Дмитрий Терентьев, Юрий Пешкилев, Владимир Барабанов.