Время, вперед! |
Приключения «Святого семейства...» Оригинала и копии
Редкие и старинные живописные полотна заслуживают того, чтобы представить их публике особо. Тем более, что, как правило, их история драматична и замысловата, сродни человеческим судьбам. И даже на копии работ известных мастеров вместе с отблесками гениальности переносится непростая судьба шедевра. Именно так случилось с хранящейся в Национальной галерее РК картиной «Святое семейство со святой Екатериной».Это копия одноименного полотна итальянского художника Чезаре да Сесто, хранящегося в государственном Эрмитаже. Однако когда-то ее принимали за копию великого Леонардо да Винчи. Недавно полотно было отреставрировано Ираидой Огневой и теперь представлено на «выставке одной картины», устраивать которые в Национальной галерее стало доброй традицией. История этой картины и в самом деле примечательна. В Эрмитаж оригинал поступил в 1769 году, а копия создана 172 года назад неизвестным художником, возможно, студентом, обучавшимся в Санкт-Петербургской академии художеств. В паспорте полотна указано, что до революции копия хранилась в Москве, в Румянцевском художественном музее. А в 1917 году коллекция была расформирована и передана в другие музеи. Таким образом «Святое семейство со святой Екатериной» в 1928 году в числе других живописных полотен попало в Усть-Сысольск. В то время эту работу как раз-таки и квалифицировали как копию картины да Винчи. Поскольку сохранилось много произведений, прилежно копирующих манеру письма гения эпохи Возрождения, то, возможно, поэтому «Святое семейство...» (имеется в виду оригинал, хранящийся в Эрмитаже) и приняли за картину, выполненную самим Леонардо да Винчи. Чезаре да Сесто был его учеником. Позже искусствоведы установили авторство оригинала, а вот что касается копии, все эти годы пролежавшей в запасниках сначала Республиканского художественного музея, а затем Национальной галереи, то у нее собственная история. В последний раз полотно выставлялось в Сыктывкаре в середине 70-х годов прошлого века. Ираида Огнева тогда только что устроилась на работу в художественный музей, и эта картина стала одной из первых, которую она отреставрировала. Затем «Святое семейство со святой Екатериной» опять угодило в запасники, где пролежало добрых три десятилетия. В этом году Ираида Леонидовна осмотрела картину и вновь взялась за ее реставрацию. Видимо, потому, что копию создавал студент, в некоторых местах на полотне грунтовка была нанесена не очень качественно - нет связи холста с грунтом, - и в результате плохого хранения грунт вместе с красочным слоем местами отошел от холста, произошло вздутие. Так что реставратору предстояло укрепить картину, а также восполнить утраты по периметру картины и в самом ее центре. С этой кропотливой, технологически трудоемкой работой Ираида Огнева справилась, как всегда, блестяще. Не обошлось и без открытий. Хотя эта копия за свою жизнь реставрируется уже в третий раз, только сейчас, в процессе расчистки картины, реставратор обнаружила подпись художника. При том, что вообще-то подписи на копиях ставились чрезвычайно редко. Теперь сотрудники галереи надеются установить имя автора этого полотна.
добавить комментарий |
|