Вчера и сегодня |
Коми легенды и предания в графике Аркадия Мошева
Ведущий книжный график, заслуженный деятель искусств Коми АССР, лауреат Государственной премии РК Аркадий Мошев недавно отметил свое 70-летие. К этой дате приурочено открытие выставки «Легенды и предания народа коми в графике Мошева». Презентация выставки и чествование юбиляра прошли в минувшую пятницу в залах Национальной галереи РК. Помимо уже ставших классическими работ, художник представил на суд зрителя относительно новую графическую серию «Сотворение мира. Мифология народа коми». Напомним, более двух лет назад вышла в свет одноименная книга с иллюстрациями Аркадия Мошева. Весь тираж разошелся почти моментально, и издание попало в разряд раритетов. В первую очередь, это заслуга наших ученых-фольклористов – главным образом автора-составителя Павла Лимерова, но немалая роль в успехе книги принадлежит и художнику А.Мошеву. Все работы мастера – иллюстрации к коми мифологии – можно разделить по четырем хронологическим периодам. «Начало времен» - это само сотворение мира, жизнь первых людей, предания о чуди и легенды об Иисусе Христе. Затем следует «Время героев»: сказания о богатырях – Пере, Кудым Оше и других, о волхвах - Йиркапе, Шыпиче, а также о Яг Морте и Стефане Пермском. Современные легенды, молитвы, духовные стихи, жизнь человека на грани с невидимым миром духов - это «Наше время». И завершают цикл иллюстрации к легендам о последних днях мира - «Конец света». Главными сюжетами картин стали мифология и история коми народа. Стоит напомнить об истоках творчества Аркадия Мошева. Более 30 лет назад вышел в свет сборник коми народных сказок «Сосна до самого неба» с его иллюстрациями, в которых он впервые обратился к «чудским древностям» родной земли. В качестве заставок книги были использованы различные элементы пермского звериного стиля - подвески, изображения мифологических птиц и зверей, древних коми богов. Аркадия Васильевича коллеги называют «Перой-богатырем» книжной графики. Ведь именно с художественного оформления финно-угорских сказок с вынесенным в заглавие именем главного героя коми преданий началось творческое признание художника. Созданные Аркадием Мошевым за много лет работы в Коми книжном издательстве иллюстрации стали украшением огромного числа изданий русской, зарубежной, финно-угорской классики и фольклора. По мнению критиков, любая книга в изобразительной версии Мошева представляет собой гармоничное целое, которое складывается из шрифтов, иллюстраций, заставок, концовок. За художественное оформление исторической повести Владимира Тимина «Мальчик из Перми Вычегодской» и иллюстраций к «Коми народным сказкам» художнику три года назад была присуждена Государственная премия РК. Любопытно, что наряду с рисунками к коми фольклору и работами местных авторов Аркадий Васильевич занимался иллюстрированием детской классической литературы: «Племянник мага» К.Льюиса, «Пиноккио» К.Коллоди и т.д. Еще одна из работ Мошева - оформление мартиролога жертв политических репрессий «Покаяние», чем он занимается на протяжении уже десяти лет. Но главное для Мошева - это все-таки коми история. Интерес художника к «немым свидетелям исчезнувшей цивилизации» проявился еще в детские годы. Коми-пермяк, он родился и провел детство на земле Перми Вычегодской. Тогда ему довелось поиграть настоящими «чудскими игрушками» (так коми-пермяки называли бронзовые фигурки пермского звериного стиля, которые часто попадались при распашке огородов). Правда, ценности таких игрушек он тогда не понимал. Позднее, работая научным сотрудником в краеведческом музее и участвуя в археологических экспедициях, художник вновь встретился с загадочным наследием предков. Некоторые из его находок тех лет хранятся сейчас в Эрмитаже. Только его опытный взгляд художника и историка мог распознать в невзрачной посудине, из которой куры клевали зерно, старинную чашу из сасанидского серебра. Вторую чашу из распроданного клада удалось найти в соседней деревне. Сейчас они украшают коллекцию восточного серебра Эрмитажа, а в окружном музее экспонируются их копии. Главное в использовании пермского звериного стиля, по словам Аркадия Мошева, это не пытаться интерпретировать его на свой лад. Ведь он отражает мировоззрение исчезнувшей древней цивилизации, которое покрыто глубокой тайной. Обращаться к древнему местному искусству нужно, но очень осторожно, не делая китча из того, что было святым для наших предков. Артур Артеев
добавить комментарий |
|