Курсив |
Третий лишний На этой неделе было распро-странено официальное сообщение о том, что парламентарии Коми и Архангельской области намерены совместно добиваться ускорения строительства автодороги Сыктывкар — Нарьян-Мар. Спикеры парламентов сообщили через средства массовой информации, что планируют на ближайших сессиях законодательных собраний принять соответствующее обращение в адрес Правительства России.
Желание парламентариев подтолкнуть развитие автодорожного хозяйства можно только приветствовать. Особенно это касается Архангельской области, где дороги в Северо-Западном федеральном округе России считаются самыми запущенными. Вот только есть один нюанс. Если взглянуть на географическую карту, то можно заметить, что Архангельская область имеет такое же отношение к строительству упомянутой автодороги, как, к примеру, Коми к Костромской области. Нарьян-Мар — это столица самостоятельного субъекта Российской Федерации под названием Ненецкий автономный округ. И к строительству дороги имеют непосредственное отношение исключительно только Коми и НАО. Третий здесь лишний.
Архангельская область, безусловно, желает подключиться к дорожной проблеме, но здесь уже главную роль играет не экономика, а политика. Бедная Архангельская область уже давно положила глаз на богатый нефтяной округ, где, к слову сказать, самый высокий уровень жизни на Северо-Западе. Средняя зарплата в тамошних краях составляет почти пятьдесят тысяч рублей. К примеру, чтобы взять в найм трехкомнатную квартиру в Нарьян-Маре, придется ежемесячно раскошеливаться от 70 до 90 тысяч рублей. Поэтому не удивительно, что Архангельская область принимает активные усилия, чтобы возвратиться к совет-скому административному делению (во времена СССР округ входил в состав этой области) и забирать у НАО налоговые поступления от растущей нефтедобычи. Собственно говоря, архангелогородцы уже это делают, пользуясь лазейками в законодательстве.
Жители НАО весьма болезненно воспринимают любые намеки на возможность возврата в советские времена. И то, что Коми договаривается о каких-то «совместных действиях» с Архангельской областью по строительству на «чужой» территории, может только осложнить ситуацию. Тем более что совсем недавно в Сыктывкаре руководители Коми и НАО обсуждали совместные действия по развитию транспортной сети регионов.
Автодорога, которая должна связать Коми и НАО, строится уже не один год. Если сохранятся нынешние объемы финансирования, то она вступит в строй лет через сто. Чтобы ускорить темпы строительства, требуются многомиллиардные инвестиции. И это при том, что сегодня никто не знает, как она будет «работать». В условиях Крайнего С-Юга любое строительство проблемное, особенно дорожное. Как-то один «нефтяной генерал» из Усинска, пытаясь журналистам доходчиво объяснить, что такое работа в экстремальных условиях, обрисовал житейскую ситуацию. Во время пурги, если захочется в тундре сходить, извиняюсь, по нужде, желательно не отходить от автомобиля дальше расстояния вытянутой руки, потому что можно запросто потеряться. Поэтому не только построить, но затем и поддерживать в рабочем состоянии трехсоткилометровую дорогу будет очень непросто. Так что проблем хватает, но их будет все-таки чуть меньше, если не смешивать экономику с политикой. Сергей МОРОХИН
добавить комментарий |
|