Курсив |
ЕГЭ множит двоечников? На днях в республике стали известны результаты единого государственного экзамена по математике, который проходил 4 июня. И результаты эти, увы, крайне неутешительны - почти четверть выпускников Коми получили «неуды» по этому обязательному ЕГЭ. Средний балл по республике составил всего 37,41, а средняя отметка - 3,19. Завсектором аттестации, аккредитации образовательных учреждений и оценки качества образования Министерства образования и высшей школы РК Ольга Мазанова, комментируя «Комиинформу» столь низкие показатели, объяснила это тем, что математика сама по себе является довольно сложным предметом и обязательна для всех выпускников независимо от того, гуманитарный или аналитический склад ума преобладает у учащегося.
Впрочем, тем 1799 выпускникам (23% от общего числа сдававших ЕГЭ), кто заработал «неуд», в аттестате все равно выставят «тройки», поскольку на обязательные ЕГЭ пока еще распространяется система «два плюс один».
Но, быть может, есть повод для гордости за тех, кто набрал наибольшее количество баллов? К сожалению, и тут радоваться особо нечему. 100 баллов в республике не набрал ни один ученик. Максимальное количество - 94 балла - выставлено учащемуся лицея № 1 Воркуты Артуру Хромову. По 91 баллу набрали четыре одиннадцатиклассника - двое учатся в Ухтинском техническом лицее, один - в республиканском физико-математическом лицее и один - в средней школе села Объячево Прилузского района. Всего же отметку «отлично» получили 527 (6,9%) из 7 тысяч 627 выпускников Коми. Так что число двоечников у нас более чем в три раза превосходит число отличников.
Можно было бы, наверное, посетовать на резкое ухудшение знаний и падение успеваемости наших старшеклассников, однако, по сравнению, например, с прошлым годом, результаты ЕГЭ по математике даже несколько выше. В 2007 году средний аттестационный балл в РК составил 3,35, в целом же по России - 3,32. То есть, наоборот, происходит, пусть и не значительный, но прогресс.
Учитывая это, гвоздь проблемы следует искать, наверное, все-таки в самой системе ЕГЭ. Хорошо известно, чем руководствовались чиновники, вводя такую систему аттестации знаний школьников. Что, мол, в вузах будет искоренена коррупция при поступлении абитуриентов, детям не надо будет дважды сдавать экзамены, а возможность получить образование в престижных столичных высших учебных заведениях получит любой неглупый школьник из глубинки. Но, как показывает жизнь, это заимствованное «упрощение» только усложняет жизнь одиннадцатикласников. Достаточно привести всего один пример. В этом году выпускница одной из школ в Усть-Цилемском районе заняла первое место в районной олимпиаде по математике. Однако, написав ЕГЭ по любимому предмету, девушка вернулась домой расстроенная, сообщив родителям, что в экзаменационных заданиях было много сложного и непонятного.
Один из противников введения ЕГЭ ректор Коми государственного пединститута Валерьян Исаков привел «МС» сразу несколько ощутимых «минусов» такой формы аттестации. Задачи в ЕГЭ берутся из разных учебников, разных тем, и школьник вынужден учить буквально все, чтобы сдать предмет на положительную оценку. При формировании экзаменационных заданий отсутствует системность. Хотя, между прочим, многие из троечников и даже двоечников (согласно оценки ЕГЭ) способны показать хорошие знания, но для этого необходим непосредственный контакт с учителем, дополнительные вопросы, просто живая беседа. А ведь есть еще гуманитарные предметы - литература, русский язык, где вербальное общение буквально жизненно необходимо!
«Мертвое вытесняет живое, - заявил недавно по этому поводу настоятель московского храма Св. Иоанна Кронштадтского Дмитрий Арзуманов. - Система ЕГЭ порочна хотя бы уже потому, что разрушает живое общение учителя с учеником». ЕГЭ не способно объективно отразить уровень знаний, считают многие ученые, педагоги, общественные деятели вплоть до ректора МГУ Садовничего. Кстати, в нескольких регионах учащиеся и их родители подали в суд на организаторов ЕГЭ, считая, что эксперимент зашел слишком далеко. Но вряд ли им удастся что-либо доказать, ведь с этого года ЕГЭ больше не эксперимент, а правило. Если только, конечно, против такого правила россияне не восстанут всем миром. Галина СОБОЛЕВА
добавить комментарий |
|