Курьер |
«Фараоны» Зауралья выживают благодаря житейской сметливости В нашей республике мало кто знает о том, что на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - проживает около 10 тысяч коми-зырян, предки которых перекочевали за Урал с Ижмы в XIX-XX веках. Эти люди шли в Западную Сибирь, чтобы сохранить экономическую базу жизни своего народа - оленеводство, а вместе с ним духовность и язык. Преодолев немало трудностей, они не только сохранились, но и представляют сейчас совершенно уникальную этническую группу в Югре, во многом отличающуюся от зырян Республики Коми. Вместе с тем они не потеряли себя в окружении народов ханты, манси и ненцев.
Наиболее активно зыряне проявляют себя в поселках Саранпауль и Казым. Известны на весь округ и за его пределами оленеводческие совхозы «Саранпаульский» и «Казымский». Оленеводство в Югре в одно время было даже монополизировано зырянами. Совхоз «Саранпаульский» дважды за свою историю становился миллионером. За большие способности к торговле и хорошую прибыль, а также оригинальную форму женского головного убора, который отдаленно напоминает «короны» цариц Древнего Египта, местные коренные народы окрестили зырян «фараонами» и называют их так и поныне. Хотя сейчас в оленеводстве зырян не все благополучно. Дело в том, что в районе Саранпауля идет реализация проекта «Урал промышленный - Урал Полярный», и вполне возможно, что численность занятых в совхозе «Саранпаульский» придется сокращать. Этого очень не хотят зыряне Югры, поскольку есть риск маргинализации оленеводов и, как следствие, приостановления развития народа. К тому же современные исследования показали, что динамика численности малых народов тесно связана с развитием оленеводства. Там, где поголовье оленей сокращается, уменьшается и численность населения. И наоборот, увеличению поголовья соответствует и демографический прирост. Если в совхозе «Саранпаульский» работают на данный момент 58 пастухов, то совхоз «Казымский» уже на грани вымирания - там всего 13 пастухов-родственников. Это настоящие фанаты своего дела - оленеводы Поповы, Каневы, Вокуевы. Нехватка кадров, низкая заработная плата, сокращение поголовья, падение рентабельности - вот лишь некоторые проблемы оленеводства. Но все же отрадно, что среди зырян Югры еще есть желающие овладеть этой уникальной профессией.
Зыряне поселка Казым больше, чем жители других зырянских поселений Югры, стремятся приобщить молодежь к национальной культуре, и на этом поприще они добились успехов. С 1993 года в селе действует фольклорный коллектив «Асъя кыа» («Утренняя заря»). В его состав входят дети дошкольного и школьного возраста. А летом 2007 года Казымская средняя школа получила гранты Губернатора Югры Александра Филипенко и Главы Республики Коми Владимира Торлопова на реализацию проекта этно-экологической экспедиции «Р\двуж» («Родственные корни») совместно с учащимися Гимназии искусств РК. Во время экспедиции дети познакомились с оленеводческой деятельностью коми-зырян в районах реки Казым и традициями, обрядами народов ханты и манси. Кроме того, в Казымской средней школе, как и в школе Саранпауля, преподают коми язык учителя, получившие подготовку в Сыктывкарском государственном университете. Правда, в школах остро ощущается нехватка учебно-методической литературы на коми языке и ижемском диалекте. Например, в Саранпауле «Букварь» Натальи Рочевой, написанный на ижемском диалекте, имеется лишь в одном экземпляре.
В духовном отношении зырянам Югры на протяжении двух веков удалось сохранить и христианские обычаи, несмотря на близость шаманизма обских угров (ханты и манси) и лесных ненцев. В чумах зырян всегда висели и висят иконы, и здесь соблюдаются православные праздники. Но зыряне никогда не навязывали христианство «соседям» в Югре и уважали их религию. В ходе упоминавшейся выше экспедиции «Р\двуж» на одном из культовых мест ханты был совершен обряд поклонения духам воды и огня, где участвовали и коми, при этом внутренне оставаясь православными.
В целом социально-культурное положение коми-зырян в Югре остается крайне проблематичным. Коми народ не имеет реальной возможности наравне с другими северянами защищать свои угодья, изучать язык, так как не решен до сих пор статус зауральских коми. На протяжении веков ижемцы пасут оленей бок о бок с ненцами, ханты, манси. Проживая на одной территории, занимаясь одним видом деятельности, люди разделены на коренные народы и пришлое население. Вопрос касается не только моральной стороны, но и материальной. Наличие льгот, предназначенных для коренных малочисленных народов, привело к тому, что в округе искусственно сокращается численность коми. Дети из смешанных браков отдают предпочтение национальности, позволяющей получить в будущем субсидию на жилье или оплату обучения в вузе.
добавить комментарий |
|