Лицом к лицу |
Александр Ладанов: «Борьба с коррупцией требует новых подходов»
В минувшем году в списке самых популярных тем одно из первых мест занимала борьба с коррупцией. Меры противодействия порочному явлению обсуждались на высшем уровне. Для борьбы с пагубным явлением в декабре прошлого года в России был принят новый закон. Законодатели Коми немного опередили коллег из Госдумы - в республике антикоррупционный закон приняли осенью прошлого года. А 14 января годовщину со дня создания отметил отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Об итогах его работы рассказал начальник отдела Александр Ладанов.
- Александр Николаевич, в свое время министр внутренних дел по РК Александр Задков утверждал, что не может говорить о коррупции, поскольку такого понятия в Уголовном кодексе РФ нет. А есть ли на данный момент какое-то официальное определение коррупции?
- Как такового понятия «коррупция» в Уголовном кодексе РФ по-прежнему нет. Но ведь все мы на бытовом уровне прекрасно понимаем, что такое коррупция. А в декабре прошлого года Госдума РФ приняла и закон о противодействии коррупции. Там впервые это понятие сформулировано юридически. Я считаю, что сформулировано оно достаточно полно и точно.
Коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп или иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки интересам общества и государства и в целях получения материальной выгоды для себя и для третьих лиц.
- Но ведь коррупционеры совершают действия, за которые тот же Уголовный кодекс РФ уже предусматривает наказание: берут взятки, превышают должностные полномочия и так далее. Зачем создавать новые законы, если преступников можно привлечь к ответственности по уже действующему законодательству?
- В новом законе впервые сформулированы основные принципы противодействия коррупции. Это закон, определяющий направление деятельности всех правоохранительных органов и органов исполнительной и законодательной власти. В законе сформулированы определенные требования, в соответствии с которыми придется вносить изменения в другие нормативные акты - например, в Трудовой кодекс РФ.
- Ваш отдел появился в прокуратуре год назад. Чем была вызвана необходимость его создания именно в 2008 году? Ведь коррупция в стране появилась, мягко скажем, не вчера...
- И необходимость создания отдела по противодействию коррупции, и необходимость принятия нового закона вызваны масштабом и характером коррупционных проявлений в обществе. Президент РФ Дмитрий Медведев признал, что коррупция представляет угрозу для национальной безопасности страны. Соответственно, и борьба с коррупцией требует новых подходов, в том числе и уровень организации этой борьбы должен быть более высоким. Поэтому Генеральный прокурор РФ принял решение о создании специальных отделов во всех прокуратурах субъектов федерации.
Наш отдел выполняет несколько специфическую функцию: он осуществляет комплексный подход к решению коррупционных проблем. Мы координируем деятельность прокуроров городов и районов, специализированных прокуроров на местах (например, прокуроры по надзору за соблюдением законодательства в исправительных учреждениях, природоохранные прокуроры), а также структурных подразделений прокуратуры в сфере противодействия коррупции. В функции нашего отдела входит надзор за наиболее серьезными, резонансными делами антикоррупционного характера, поддержание гособвинения по этим делам в судах. Сотрудники нашего отдела непосредственно проводят проверки соблюдения законодательства о госслужбе в органах госвласти, министерствах, ведомствах. Проверяют соблюдение законности работниками правоохранительных органов при исполнении федерального закона об оперативно-розыскной деятельности.
- А проверяет ли кто-то сотрудников вашего отдела? Кто следит за чистотой рядов главных борцов с коррупцией?
- Безусловно, и нас проверяют. Прежде всего, проводился серьезный предварительный отбор. При приеме на работу в отдел по надзору за исполнением законов о противодействии коррупции конкурсная комиссия детально разбирала послужной список каждого кандидата и его биографию с момента рождения. Естественно, отбор прошли только надежные люди. Все сотрудники были назначены приказом Генпрокурора РФ. Нашей деятельностью, помимо прокурора республики, руководит еще и управление Генеральной прокуратуры РФ по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
- Скажите, а были ли попытки подкупа ваших сотрудников? Ведь многие коррупционеры с удовольствием заплатят за возможность уйти от ответственности...
- Нет, попыток подкупа не было. Правда, некоторые лица пытались оказать на нас давление: направляли жалобы на наши действия. Но их было не так много, и законность наших действий пока не ставилась под сомнение. В частности, «активность» в написании жалоб проявляли руководители тех органов, где мы проводили проверки.
- Осенью прошлого года в Коми был принят республиканский закон «О противодействии коррупции в РК». Как вы считаете, принесет ли он реальную пользу в борьбе с этим порочным явлением?
- Само принятие этого закона в республике было инициировано прокуратурой Коми весной 2007 года, еще до создания нашего отдела. Тогда были направлены первые письма с предложением принятия антикоррупционного закона. А в прошлом году прокуратура республики направляла предложения, подготовленные уже нашим отделом, о необходимости возобновления процедуры принятия этого закона. Информация направлялась и Главе республики, и в Государственный совет РК. Прокуратура республики изучила подготовленный законопроект и подготовила свои предложения о внесении изменений.
Я думаю, что этот закон был необходим. Во-первых, как отправная точка для принятия мер по борьбе с коррупцией. Во-вторых, скажем так, как декларация серьезности намерений. Республиканская власть продемонстрировала готовность и желание бороться с коррупцией. Мы обычно говорим о каких-то материальных итогах и проявлениях, но моральный аспект порой не менее важен. Принятие антикоррупционного закона показало, что все действительно серьезно настроены на борьбу с коррупцией.
Хотя это не говорит о том, что до принятия закона с коррупцией не боролись. Антикоррупционная деятельность всегда являлась приоритетом для Генеральной прокуратуры РФ, и работа в этом направлении велась постоянно. Прокуроры на местах уделяли повышенное внимание борьбе с коррупцией. В частности, я, будучи прокурором Корткеросского района, считал это направление самым важным. В какой-то период район стал платформой для незаконной постановки на учет угнанных и нерастаможенных автомобилей. Прокуратура трижды направляла в суд уголовные дела в отношении сотрудников ГИБДД, которые были причастны к криминальному бизнесу. И это дало результаты: сейчас каналов легализации сомнительного автотранспорта в районе не существует.
- На ваш взгляд, можно ли вообще побороть явление, принявшее размах национального бедствия?
- Полностью искоренить коррупцию, увы, невозможно. Это явление существовало во все времена при любом государственном строе. И в любой стране. Вы думаете, что в США, например, нет коррупции? Да взять хотя бы недавний скандал с попыткой продажи места сенатора - стопроцентное коррупционное проявление. На данном этапе в России важно хотя бы уменьшить размах коррупции.
Вообще, борьба с коррупцией - явление многогранное. И главной ее составляющей должны быть не репрессивные меры, а воспитание в обществе нетерпимости к проявлениям коррупции. То есть должна быть пропаганда «законопослушного» образа жизни в средствах массовой информации, в школах, на предприятиях, да и в семье. Надо, чтобы люди не давали взятки, а заявляли об их вымогательстве. И таких заявителей стоило бы поощрять, как это делается в ряде других стран.
- Как вы думаете, в чем причина расцвета коррупции именно в нашей стране? В национальном менталитете, всесилии чиновников или в их безнаказанности?
- Так глубинно судить мне тяжело. По моему мнению, причина в том числе и в особенностях национального менталитета. Помните, как классик охарактеризовал состояние дел в России? Словом «воруют». И в Российской империи воровали, и в Советском Союзе воровали, и в Российской Федерации воруют. Сложилась такая нездоровая традиция.
Но я считаю, что основная причина - недостаточная суровость наказания. Кара за преступления коррупционной направленности должна быть более жесткой. В нашей стране мы наблюдаем парадокс: сам законодатель не придал этим преступлениям особого общественного значения. Вот, например, получение взятки считается преступлением средней тяжести, а не тяжким. И наказание предусмотрено соответствующее - начиная со штрафа. А что такое для крупного чиновника-взяточника штраф в сто тысяч рублей? Но приговаривают их чаще всего именно к штрафам или к условному лишению свободы. Сами понимаете, госслужащие, особенно занимающие высокие посты, чаще всего имеют безупречный послужной список. Ранее не судимы, не состояли, не привлекались, отлично характеризуются по месту работы, преступление якобы совершили в первый раз - с учетом этих обстоятельств суд и назначает достаточно мягкое наказание. Но это не потому, что суды так уж гуманны. Просто таков закон.
По моему мнению, наказание за преступления коррупционной направленности надо ужесточать. Хотя и тут стоит подходить дифференцированно. Скажем, я считаю, что взяточник в любом случае должен получать наказание, связанное с лишением свободы. Люди, совершившие, например, служебный подлог - совсем другое дело. В этом году было очень много таких историй с рыбинспекторами. Они с целью повышения показателей своей работы и получения премии фальсифицировали протоколы о задержании правонарушителей. При этом сами платили штрафы. Таких «коррупционеров», вероятно, не стоит отправлять за решетку. В их отношении могут применяться и альтернативные виды наказания.
- В качестве наказания раньше применялась конфискация имущества. Может, возвращение этой меры наказания заставило бы взяточников задуматься?
- Как таковая конфискация имущества существует и сейчас. Только вот если раньше конфискации подлежало практически все имущество осужденного, кроме единственной жилплощади и вещей первой необходимости, то сейчас - только имущество, добытое преступным путем. А криминальное происхождение имущества очень сложно доказать. За последнее время на моей практике случаев конфискации имущества не было.
- Есть в нашем обществе такое явление, возмущающее большую часть граждан, как династии в госслужбе. Скажем, в серьезной государственной структуре на завидных должностях работают жена, дочь, зять и прочие родственники начальника этой структуры. Являются ли такие «династии» проявлением коррупции?
- Законом о госслужбе запрещена работа в прямом подчинении у родственника. Зато не в прямом подчинении работать можно - в этом законодатель не усмотрел криминала. Но я уже говорил, что в действующем законодательстве очень много пробелов. Так что с «династиями» бороться сложно. Хотя в нашей республике уже выявлялись и случаи работы на госслужбе в прямом подчинении у родственника. Естественно, руководители, допустившие нарушения закона, были наказаны.
- И все-таки, как бороться с коррупцией, если коррумпированы сами правоохранительные органы? Судя по количеству милиционеров, привлеченных за последнее время к ответственности за совершение должностных преступлений, именно стражи порядка являются в республике главными коррупционерами...
- Я не считаю правоохранительные органы самыми коррумпированными в нашей республике. Просто определенным структурам выгодно говорить о коррупции, например, в милиции. Таким образом ставится под сомнение сама законность возбуждения уголовных дел. Большинство сотрудников милиции, ФСБ, прокуратуры, судов - честные люди, которые борются с преступностью вообще и с коррупцией в частности. Конечно, есть и недобросовестные работники. Но ведь такие есть везде. Беседовала Людмила ВЛАСОВА
комментарии посетителей (всего: 1) |
добавить комментарий |
|