Лицом к лицу |
Алексей Садовский: «Театр - это «думательный», мыслительный процесс»
3 мая заключительным гала-концертом завершился XIX Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» («Сыктывкарская весна»). За неделю театралы увидели на сцене Республиканского театра оперы и балета четыре оперы, три балета и «Парад теноров». В столице Коми выступили 75 артистов из Москвы, Челябинска, Саратова, Уфы и Йошкар-Олы. Прошел фестиваль под девизом «Молодость и мастерство». Не случайно среди гостей было много молодых талантливых исполнителей, победителей крупных международных конкурсов. Впрочем, на фестиваль приезжали не только артисты, но и зрители. В том числе и профессиональные знатоки театра. Во время фестиваля корреспондент «МС» встретился с главным экспертом музыкальных театров Союза театральных деятелей РФ Алексеем Садовским.
- Алексей Юрьевич, каковы ваши первые впечатления о фестивале?
- К сожалению, я посмотрел только два спектакля, и впечатления пока только от этих постановок. Но есть общее впечатление от атмосферы, царящей вокруг этого фестиваля, ставшего мощным театральным событием. В этом году праздник прошел под девизом «Молодость и мастерство». Думаю, что организаторы уловили главную мировую тенденцию, которая сегодня складывается в оперном театре. Это невероятное омоложение самой оперы. Уже не бывает такого, чтобы персонажей «Евгения Онегина» пели солисты, которые намного старше своих героев, чей возраст был упомянут Пушкиным. Мировой оперный театр очень сильно помолодел. Театральности и режиссерской работе отдается сейчас явное предпочтение. Это, конечно же, хорошо и ново. Сыктывкар находится на значительном отдалении от основных культурных и театральных центров России. Но эта попытка быть в майнстриме, отслеживать все тенденции, которые происходят в этом виде искусства, – очень важна. Я думаю, что зрителям этого фестиваля невероятно повезло, потому что они становятся соучастниками и российского, и отчасти мирового театрального процесса.
- Что вы можете сказать о спектаклях, которые посмотрели?
- Я видел «Трубадура» в постановке Ольги Ивановой и балет «Лебединое озеро» в оригинальной редакции балетмейстера Любови Сизовой. В «Трубадуре» пел очень молодой и перспективный баритон из Челябинска Сергей Гордеев, который как нельзя лучше соответствует девизу фестиваля. Его молодой, «качественный» голос звучит свежо. В этой же постановке пела очень одаренная, выразительная и актерски яркая девушка из Швейцарии Светлана Афонина. Наряду с гастролерами в спектакле участовали и сыктывкарские солисты Елена Лагода и Анатолий Журавлев. И тут мы опять возвращаемся к девизу фестиваля. Если возникает некий возрастной порог, то очень серьезным подспорьем в конкурентоспособности артиста является мастерство. В каких-то моментах у исполнителей партии Леоноры и Манрико оно проявлялось, в каких-то покидало. Елена Лагода - певица с очень большими вокальными данными. У нее настоящий оперный голос – драматическое сопрано. Это редкий голос. И самые сложные сцены она спела очень достойно. И тем обиднее замечать некоторую небрежность в проходных вокальных местах. Если певица будет тщательно следить за своим голосом, то мы еще можем стать свидетелями подлинных вокальных и актерских откровений, у нее все для этого есть. Что же касается Анатолия Журавлева, то чувствуется, что это был ведущий тенор. Сейчас тяжелое время для тех, кто всю свою жизнь потратил на служение театру. Молодежь сейчас приходит более профессионально подготовленная и конкурентоспособная, чем двадцать лет назад. И более свежие голоса молодых спокойно конкурируют с маститыми, признанными солистами.
- В Сыктывкаре вы не в первый раз?
- Да. Я был на прошлом фестивале и могу отметить, что фестиваль качественно вырос. «Сыктывкарса тулыс» выполняет свою функцию. Он овладевает вниманием всех жителей Республики Коми, которые интересуются оперным и балетным искусством, привлекая большое количество прославленных артистов. Иногда эти приглашения бывают удачные, иногда неудачные, но, в любом случае, это свежий воздух, свежая волна, которая прибывает в вашу столицу. И, судя по тому, как заполняется зрительный зал театра (а он был набит битком), проводить его обязательно надо. Все это говорит о том, что в Сыктывкаре есть публика, интересующаяся серьезным искусством. Театр - это же не система развлечений. Вы когда читаете Достоевского, развлекаетесь? Нет. Так же и в театре. Театр - это «думательный», мыслительный процесс. Это процесс познания мира через призму спектаклей, музыки и изобразительного ряда. Музыка оказывает сильное эмоциональное воздействие. Не зря же многие оперы в России звучат на языках оригинала: немецком или итальянском. И зрители, не зная языка, прекрасно понимают, что происходит на сцене, потому что эмоциональную часть спектакля составляет музыка, которая более коротким путем достигает нашего подсознания.
- Насколько наш театр отличается от других российских театров?
- Все театры отличаются друг от друга. Мне кажется, что в сыктывкарском театре очень смелый менеджмент, готовый на смелые проекты. Два года назад это был проект «Покаяние». Потом появились «Пьета» и «Фаворитка». Все это очень сложные проекты и нешлягерный репертуар. Это не «Аида», «Тоска», «Евгений Онегин» или «Борис Годунов». Это не на слуху у публики. Тем не менее, эти спектакли получились, и раз они до сих пор в репертуаре, значит, на них по-прежнему ходит зритель, и у этих спектаклей есть определенный «запас прочности».
- Уж не хотите ли вы назвать наш театр смелым и новаторским?
- По уровню мышления – да. Но если говорить о театре вообще, то он сегодня очень сильно изменился. Любой театр, а в особенности музыкальный, это прежде всего высокотехнологичное предприятие. И поэтому сказать, что театр в Сыктывкаре обладает высокими технологиями, я, конечно, не могу. Ваш театр построен давно, сцена не имеет современного оборудования. Сегодня все известные мировые театры оборудованы плунжерной системой и очень подвижной световой аппаратурой, когда любой кусок сцены может опускаться или подниматься по замыслу режиссера, а свет следует за ним без присутствия осветителя. В сыктывкарском театре не лучшая акустика, оркестровая яма была сделана после постройки здания, довольно примитивное световое оборудование. Сегодня плоскостное высвечивание персонажей уже практически нигде не принято, а здесь это остается единственной формой подсветки актеров и декораций. В кулисы же поставить световые аппараты нельзя из соображений противопожарной безопасности.
Конечно, ваш театр нуждается в грандиозной, колоссальной технической реконструкции. И когда новые идеи, которые генерирует руководство театра, будут накладываться на современные технические возможности, то я вас уверяю, вы получите совершенно другой праздник жизни. Но я не представляю, как можно было бы реконструировать это здание. Здесь проблем выше крыши. Нет подсобных и репетиционных помещений, мастерских, складов и так далее. Мне кажется, что это здание построено по типовому проекту кинотеатра. Пожалуй, было бы верным решением поступить с ним, как с вашим драмтеатром, - снести и выстроить по новому проекту.
- А чего еще, на ваш взгляд, не хватает нашему театру?
- Много чего не хватает. В первую очередь, не хватает общения с коллегами. Ведь театры должны общаться. Не хватает конкурентной среды среди артистов театра. Не хватает попросту медных духовых в оркестре. Во время фестиваля оркестр звучит очень достойно, но проблем у оркестрантов очень много. Все инструменты представлены по одному: одна валторна, одна флейта, одна труба и так далее. Это очень сложная ситуация, потому что если кто-то из музыкантов заболеет, то часть музыки просто не звучит. Существует у театра и проблема хора. Я обратил на это внимание, когда объявляли, что хор дополнен артистами ансамбля «Асъя кыа». Решение технических вопросов позволит справиться и с другой проблемой. Например, в городе нет филармонического оркестра. Чтобы решить эту проблему нужно сделать, как это принято в других городах, когда один оркестр и хор обслуживают и театр, и филармонию. Это нормально и естественно. Для коллективов работа будет более разнообразной и интересной.
Нужно преобразовать оперный театр в культурный мегакомплекс, в котором есть и музейная часть, и просветительская, и программа для детей. Жители Сыктывкара только выиграют от этого.
- Интерес к театру формируется с детства, но, судя по публике, возраст большинства театралов почтенный. Можно ли привить любовь к театру нынешней молодежи?
- Отчего опера стала омолаживаться? Не потому, что мы так захотели, а потому, что жизнь так продиктовала. У нас в России дела обстоят более или менее хорошо, а вот в Европе публика очень сильно постарела. Средний возраст зрителя в оперном театре – шестьдесят лет. Молодежь не ходит, потому что театр в Европе стал чванливым снобом. И оперный, и балетный театр - это не театр развлечений, а место для серьезных размышлений. А в нынешней ситуации, когда развлечения в красочной упаковке подают везде и всюду, интерес к серьезному театральному искусству падает. Естественно, что люди идут по пути наименьшего сопротивления, и театр для молодого поколения кажется тяжелым. Беседовал Артур Артеев
добавить комментарий |
|