Былое и думы |
Зырянские корни Григория Распутина Предками сибирского старца были выходцы из коми села Палевицы
Григорий Распутин - одна из наиболее колоритных личностей в российской истории. Но далеко не всем известно, что сибир- ский старец - это потомок выходцев из Коми края. И получается так, что обрусевший зырянин Григорий Ефимович - единственный из наших «земляков», кто стал всемирно известным (хотя бы по хиту «Rasputin» группы «Boney M», массе кинофильмов, книг, песен и... водке «Распутин»). В 1900-е годы в определенных кругах петербургского общества он имел репутацию старца, прозорливца и целителя. По мнению некоторых современников, Григорий Ефимович играл значительную роль в принятии кадровых и политических решений императора. Вообще-то, его прямые предки - отец, дед - происходили из села Покровского Тобольской губернии. Основали село крестьяне из северных районов России, в том числе и из Коми края.
Бобыль из Палевиц
Историкам известно, что род Григория Распутина идет от его деда - Якова Васильевича Распутина. А вот далекий предок Якова - Изосим Федоров сын - был бобылем деревни Палевицы на реке Вычегде в Яренском уезде (ныне это Сыктывдинский район РК). В 1640 году Изосим, следуя моде того времени, взял и переселился в Сибирь.
Попытаемся по документальным источникам XVII–XVIII веков выяснить, как предки Григория Распутина оказались в селе Покровском и на каком этапе за ними закрепилась эта фамилия. На основании «ревизских сказок» известно, что «двор пуст бобыльской Изосимка Федорова сын, а он сошел в Сибирь и с женою во 148-м году (1639/1640 г.), а детей нет». Тринадцать лет об Изосиме ничего не было известно. Видимо, он скитался по Сибири в поисках лучшей доли и места под солнцем. В 1653 году его имя упоминается среди крестьян Покровской слободы. И было у него тогда уже три сына: Семен, Насон и Евсей. «Изосимко Федоров с детьми с Семейкою с Насонком с Евсейкой, в распросе сказал - жил де он Изосимко Еренского присуду в Палевицкой волости за государем в пашенных крестьянах, а с пашни платил де он в государеву казну денежный оброк, а в прошлом де во 161-м году (1652/1653 г.) пришел он Изосимко с женою и с детьми из Палевицкой волости в Сибирь в архиепископию в Покров- скую слободу и стал в пашню» - так свидетельствуют документы той эпохи.
Сыновья прадеда Григория в пятом колене Насона Изосимовича - Яков и Филипп - упоминались в источниках уже под фамилией Распутины (Роспутины). «Двор, а в нем живет крестьянин Филипп Насонов сын Роспутин, сказал себе от роду 30 лет, у него жена Парасковья 28 лет, дети у него сыновья Митрофан 7 лет, Федосей 6 лет». Скорее всего, у Насона было прозвище Распута, которое стало впоследствии фамилией. Давали эти прозвища в Сибири тем, кто жил на распутье либо ямщичил на тракте.
Стоит напомнить, что среди землепроходцев Сибири было много выходцев из Коми края. Открытие рек Алазеи и Колымы совершили отряды коми землепроходцев и мореходов Дмитрия Зыряна и Федора Чукичева. В процессе завоевания Сибири зыряне ассимилировались. Поэтому сибиряков - русских, по их утверждению, но с зырянскими фамилиями - сейчас можно встретить во всей Сибири.
На малой родине
Что представляет из себя Палевицы? Это одно из старинных и крупных сел на Средней Вычегде, и впервые оно упомянуто в 1586 году. Тогда в деревне Палевицы было 10 жилых и 2 пустых двора (обитатели одного ушли из деревни «безвестно», другого - обнищали и жили в чужих дворах). В 1608 году - 12 дворов, 2 из них запустели во время голода 1602 года, спасаясь от которого, жители переселились в Сибирь. В Палевицкой волости было три церкви и четырнадцать часовен. В центре села имелась церковно-приходская школа, а в деревнях Гавриловка, Сотчем - двухклассные приходские школы. В 1917 году волость имела в своем составе пятнадцать деревень, которые располагались на протяжении шестидесяти километров. Людей привлекали в эти края огромные нетронутые леса, богатые дичью, грибами, ягодами; реки и озера, заливные луга и пастбища. В 1930 году в Палевицах имелась больница, начальная школа, школа колхозной молодежи, изба-читальня, агропункт, ветпункт, камера нарсуда, участок милиции, пароходная стоянка, потребительское общество, кредитное товарищество, молочная артель, лавка госспирта и сельхозартель «Ударник».
Здесь родились народная артистка Коми АССР, народная артистка СССР Глафира Сидорова и ее однофамилец - выдающийся коми лингвист, археолог, этнограф, доктор филологических наук Алексей Сидоров.
Об истории села мы столь подробно узнали, побывав в школьном музее. Его заведующая Манефа Туркина много лет проработала в школе историком. Но ей как-то и в голову не приходило рассказывать на уроках школьникам о том, что из их родного села были предки Григория Распутина. О зырянских корнях Распутина Манефа Егоровна впервые узнала в одном из исторических романов Валентина Пикуля. Про самого старца она рассказывала, когда проходили историю России начала прошлого века. Вроде бы распространенная фамилия Распутин в Палевицах не встречается, хотя носители этой фамилии живут неподалеку в Часово.
Кстати, никто не отрицает тот факт, что в районе могут жить очень дальние родственники сибирских Распутиных. В школьном музее разве что старинная, с царским гербом, бутылка из-под водки может служить косвенным «напоминанием» о Распутине и его эпохе. Здесь стоят бюсты Маркса, Энгельса и Ленина, а портрету Распутина места не нашлось. А ведь детям, да и просто жителям села, было бы интересно узнать о том, кто пусть и отдаленно, но является их земляком. Можно было бы сделать музей Григория Распутина и организовать туры для жаждущих экзотики иностранцев. Ведь в селе Покровское (ныне это Ярковский район Тюменской области) действует частный музей Распутина.
Пока же на улицах села Палевицы слоняются безработные и уже с утра валяются под забором местные пьяницы. На вопрос о Распутине они только испуганно крестятся и говорят, что такого не пили.
Житие старца
Для тех, кто подзабыл историю государства Российского, стоит напомнить, кто же такой Григорий Распутин. Григорий Ефимович Распутин (Новых) родился... неизвестно когда. Год рождения затерялся где-то между 1864 и 1872 годами. По мнению биографов, он был склонен преувеличивать свой истинный возраст, чтобы более соответствовать образу старца. Был зверски убит в конце 1916 года. Заговорщики пытались его отравить, застрелить и, в конце концов, утопили в Неве. И было ему примерно 48 лет.
Известность он приобрел благодаря своей близости к семье последнего российского императора Николая II. О жизни старца написаны книги, описывающие ее с хронологической точностью, смерть расписана по минутам. Распутин был единственным ребенком в семье, имел с детства слабое здоровье. Рос, как и все крестьянские дети. Стал рано работать, ходил в обозах, ямщичил, пахал и ловил рыбу. В юности курил, пил, сквернословил, проказничал.
Но после 1900 года в его душе произошел перелом: бросил пить, курить и есть мясо. Покинул хозяйство и ушел из дома. Много странствовал пешком (по 40-50 верст в день) по России. Посещал Тобольский, Абалаканский, Тюменский, Верхнетурский монастыри. Бывал в Иерусалиме, на Афоне, в Киеве, на Белых горах, в Москве. После паломничества обратился к религии, встречался и завязывал контакты со многими представителями духовенства, монахами, странниками. Читал ежедневно Евангелие и три года носил вериги. Во время посещения Киева местные монахи исцелили его от болезненных напастей.
В 1890 году женился на Прасковье Дубровиной, которая родила ему троих детей: Матрену, Варвару и Димитрия. Сын Димитрий в 30-м году был выслан в Салехард, где и умер, не оставив после себя потомства. Дочь Матрена после революции эмигрировала с мужем-офицером в Париж. В 1924 году муж умер, она осталась одна с двумя маленькими дочерьми. Чтобы их прокормить, выступала в кабаре. А потом переехала в Америку, работала в цирке укротительницей тигров. Младшая дочь Варвара никуда не уезжала и уже при советской власти работала в управлении юстиции стенографисткой.
В 1904 году Распутин переехал в Петербург, где приобрел у части великосветского общества славу старца, юродивого и божьего человека. Прошло несколько лет, прежде чем он начал выделяться среди толпы прочих «божьих людей» и его заметили при дворе. Дата первой личной встречи с императором известна - 1 ноября 1905 года. Николай II тогда записал в своем дневнике: «...Познакомились с человеком Божиим - Григорием из Тобольской губернии».
Большое влияние старца на царскую семью определялось тяжелой болезнью престолонаследника Алексея. Здоровье последнего, несмотря на безуспешные усилия множества известных придворных медиков, без особых усилий поддерживал сибир- ский старец. «Наследник будет жив, покуда жив я», - утверждал Григорий Ефимович.
Убили Распутина в ночь на 17 декабря 1916 года. Похоронили его в Александровском парке Царского Села. До февральской революции 1917 года даже предпринимались попытки канонизировать Григория Распутина. Но после революции по приказу Александра Керенского тело его было выкопано и сожжено. На месте сожжения начертаны на березе две надписи: «Hier ist der Hund begraben» («Здесь погребена собака») и далее: «Тут сожжен труп Распутина Григория в ночь с 10 на 11-е марта 1917 года».
В 1978 году группа «Boney M» выпустила альбом «Night flight to Venus», одним из хитов которого была песня «Rasputin». Текст песни содержит западные штампы о России: «русская бешеная секс-машина», «любовник русской царицы». Во время гастролей «Boney M» в СССР эта песня по настоянию советской стороны не исполнялась.
«Без колдовства жить нельзя...»
Рассуждая о сверхъестественных способностях Распутина не лишним будет вспомнить, что коми народ вполне может поспорить за звание самой «колдовской нации». «У нас без колдовства жить нельзя...» - писал еще Каллистрат Жаков. Издавна значительную роль в жизни коми играли избранные люди, способные устанавливать контакты со сверхъестественным миром. Называли их тунами, колдунами или «еретниками». Они обеспечивали удачу на охоте, искали пропавших людей и вещи, толковали сны, предсказывали будущее и лечили болезни. Несмотря на то что христианство пришло в Коми край еще в XIV веке, народ сохранил под внешним слоем православия и атеизма обширный пласт древней языческой культуры.
Разумеется, Григорий Распутин не знал ни коми языка, ни коми колдовских традиций. Да и про Палевицы он вряд ли что-либо слышал от своих дедов. Но он мог сохранить и разбудить в себе дремавшую способность к целительству и предсказанию. Все то, что могло перейти к нему от его далеких предков - выходцев из Коми края. Артур Артеев
комментарии посетителей (всего: 2) |
добавить комментарий |
|