Интервью |
Директор театра драмы имени Савина Михаил Матвеев: "Театр должен быть модным"
Фото Юрия КАБАНЦЕВА |
В ходе записи программы «Вопрос с пристрастием» директор драмтеатра имени Савина Михаил Матвеев говорил о завистливых настроениях по отношению к театру, об ожиданиях, которым должна соответствовать труппа, о надеждах привлечь спонсоров и перспективах постановки «Гамлета».
- Мне кажется, театру драмы многие ваши театральные коллеги завидуют, ведь вы такое здание получили!
- Завидуют, конечно. Но не хочется все сводить к внешним обстоятельствам. Здание - это еще не театр, а только часть его. Самое главное - что театр представляет из себя на сцене?
- Можно сказать, что от театра сегодня ждут чего-то серьезного, подтверждения своего потенциала, что ли...
- Ожидания очень большие. Мы это и знаем, и чувствуем, и видим. И в какой-то мере именно поэтому мы не стали терять время, ссылаться на какие-то трудности и недостатки, а уже с февраля пошли навстречу этим ожиданиям. Если мы за пять месяцев представили зрителю семь восстановленных работ, это уже можно назвать шагом навстречу ожиданиям. Сейчас мы должны по этой лестнице идти только наверх, чтобы удовлетворять запросы.
- У театра драмы есть амбиции стать модным?
- Вы, кстати, очень точно определили это направление. Театр на самом деле должен быть модным. Мы ведь в какой-то мере живем стереотипом, что в театр ходит очень узкий круг интеллигенции. Но время вносит коррективы, и мы должны сделать так, чтобы в театр было модно ходить и состоятельным людям, и молодежи. Мы будем стараться сделать именно так. Должна быть возможность прийти в театр, хорошо провести вечер, посмотреть спектакль и получить еще массу приятных впечатлений.
- Театры переводят на самоокупаемость. А как привлечь спонсоров к финансированию спектаклей? Ведь вкладывать в искусство - рискованно, тем более в посткризисные времена.
- Маркетинг для театра сегодня - в числе главных задач. Театр должен зарабатывать, по-другому нельзя. Самое главное, что театр может зарабатывать в пределах разумного. Государство должно определить тот минимум для решения собственно государственных задач, а дальше театр, как хозяйствующий субъект, уже сам должен решать свои задачи.
- Этот минимум на сегодня какой? Сумму годового финансирования назовете?
- Театр получает из бюджета средства на заработную плату, на возмещение коммунальных затрат, постановочные расходы. Я не стану называть конкретные цифры, а скажу так: зарплата в культуре - это та сумма, которая позволяет человеку не умереть с голоду.
- Сколько зарабатывают артисты?
- От 5 до 15 тыс. руб. Включая даже тех, кто имеет очень высокие звания - заслуженные артисты России, народные артисты страны. В этом узком коридоре мы пока и обеспечиваем заработную плату.
- Повышать будете?
- Да, вы знаете, что правительство республики приняло решение увеличить часть базовых ставок с 1 октября. Мы и сами поставили задачу - повысить заработную плату. Это очень сложно, но у меня оптимистичный прогноз.
- А как насчет привлечения спонсорских денег на постановки?
- Тут надо говорить о существующей практике. В России мало примеров, когда инвесторы вкладываются в культуру, особенно это характерно для регионов. В крупных городах это уже работает, есть спонсоры, которые вкладывают и в спектакли, и в фильмы, и даже в целые театральные труппы. В регионах свободных денег гораздо меньше. Но тем не менее часть будущих постановок мы планируем создавать именно по этому принципу. Бизнесмен вкладывает те же 300 тыс. руб., получает как минимум их обратно и одновременно добивается определенного социального эффекта. Работа с партнерами сейчас ведется очень активно.
- Они идут на контакт?
- На контакт идут, и уже есть первые ощутимые результаты. Мы представляем себя не как просящих деньги, а как серьезного партнера. В чем-то мы можем быть очень полезными, потому что каждый день сталкиваемся с большим количеством зрителей, а это как раз в интересах крупных организаций.
- В частности, для постановки «Панночки», которую театр представит зрителям уже в октябре, вы планировали привлечь спонсорские средства. Получилось?
- Получилось, и «Панночка» создана именно за счет спонсорских денег. Не скажу, что на 100%, но определенную часть финансовых затрат нам удалось покрыть.
- Сколько еще спектаклей собираетесь поставить не на государственные деньги?
- Пока их не так много. Ближе к новому году мы попытаемся снова запустить этот процесс. Хорошая организация работы в театре - это тот же вид бизнеса. Конечно, есть такие спектакли, которые требуют государственного участия, а есть и такие, которые должны заинтересовать богатых людей.
- «Гамлет», например?
- И «Гамлет» в том числе. Речь о людях, которые понимают, что, вложив 300 тыс. руб. или даже миллион, они могут получить даже больше. И самое главное, еще раз говорю, очень большую социальную, общественную отдачу. Человек, кроме денег, получит гораздо больше удовлетворения в виде других дивидендов.
- О «Гамлете». Насколько вероятно, что драмтеатр поставит-таки «Вильяма нашего Шекспира»?
- Это очень заманчивое предложение. Заманчиво оно во всех отношениях. Здесь сразу раскрываются многие возможности. Академический театр должен иметь высокий уровень своих постановочных, творческих, организационных, финансовых возможностей для того, чтобы ставить такие работы. Это большой простор для творчества всему актерскому и режиссерскому составу. Но при этом постановка «Гамлета» - очень ответственное мероприятие. Когда я буду уверен, что мы это сделаем на хорошем уровне, тогда я и озвучу, что театр возьмется за дело.
- Можно сказать, что «Гамлет» - это на сегодня верхняя планка для театра?
- На ближайшие годы - да, это самая высокая планка для нас.
- Я так понимаю, что сегодня говорить о самоокупаемости театра рано. Но ведь это не новое веяние для России. Еще в конце XIX века знаменитый МХТ жил именно по такому принципу, как товарищество с ограниченной ответственностью.
- Знаете, я могу тогда привести другой пример. В это же время рядовые артисты императорских театров жили так, что могли содержать служанок, ездить в Италию на отдых и так далее.
- Они были на гособеспечении, это другой вопрос.
- В то время к театрам был разный подход. Но сейчас коммерческим театр быть не может, потому что общество еще не готово. Та историческая традиция, которая сложилась, она не дает возможности жить так. Но при этом мы прекрасно понимаем, что с каждым днем мы должны учиться сами зарабатывать. Если государство снимает с нас все задачи по воспитанию, идеологические моменты, то, конечно, мы будем дрейфовать в том направлении, где можно найти ту нишу, в которой театр будет способен зарабатывать и жить самостоятельно. Но это уже будет немножко другой театр.
- Коль мы заговорили об МХТ, приведу в пример одну цитату. Немирович-Данченко писал: «Меценатство ограничивает свободу художественных исканий». Как подружить одно с другим?
- В истории русского театра это всегда было. Много примеров, когда спонсор диктует свои условия режиссеру. И здесь нужно находить компромисс. С одной стороны, деньги нужны, поэтому они и привлекаются. С другой стороны, должны быть приемлемые условия. Хорошо, когда это совпадает и все стороны довольны, а зритель получает хороший творческий продукт.
- А какая цензура страшнее - финансовая или идеологическая?
- Тот, кто серьезно следит за культурной жизнью страны последние 20 лет, приходит к такому выводу, что для культуры идеологическая цензура была большим благом, нежели финансовая. Даже жесткие идеологические рамки давали возможность создавать замечательные спектакли и фильмы. Сейчас рыночные отношения и финансовые ограничения ведут к более жестким условиям и, возможно, к большей деградации. Поэтому должен быть баланс творческой идеологической свободы и финансовой части.
- Теперь о недоделках драмтеатра, о которых много говорят. Когда в августе прошлого года Татьяна Вырыпаева принимала театр, то заявила, что театру не хватило около 100 млн. руб.
- Здание построено, недоделки коснулись только технической части. Причина в том, что строительство театра совпало с экономическим кризисом. Пришлось урезать проект, из строительно-монтажных работ были исключены определенные этапы. С этим и связана озвученная вами большая цифра.
- Или потому что театр нужно было сдавать к определенной дате - ко Дню республики?
- Нет. Сдавали театр к определенной дате и как раз успели. Просто кончились деньги.
Беседовала Татьяна БОРИЧЕВСКАЯ
добавить комментарий |
|