Экономика |
Монополитике дали задний ход
Фото vnd-vorkuta.h11.ru |
Государство не будет финансировать программу поддержки моногородов в 2011-2013 годах. Такое заявление сделал вице-премьер РФ Алексей Кудрин. Причина - в слишком медленном освоении средств нуждающимися в помощи городами: за год из запланированных 27 млрд. руб. освоено было только 3 млрд. Из четырех моногородов республики в программу федеральной поддержки не успел попасть никто.
Острый этап кризиса в конце 2009 года всплыл в виде проблем ленинградского Пикалево. Остановка местного глиноземного завода быстро привела к социальному взрыву в городе. После этого пристальное внимание власти обратили и на остальные моногорода. Четыре острые зоны республики - Инта, Воркута, Емва и Жешарт - на участие в программе поддержки могли рассчитывать сразу после громких заявлений российского правительства. Хуже всего ситуация складывалась на Княжпогостском заводе ДВП и Жешартском фанерном комбинате. Решать проблемы собственников этих предприятий пришлось правительству республики. Некоторая стабилизация ситуации, наметившаяся в последнее время, давала республиканским моногородам шанс на федеральную поддержку. Однако сначала из более чем 200 монозависимых городов было выбрано всего 27, а еще позднее вице-премьер объявил программу несостоявшейся и неперспективной, заявив об отказе в ее финансировании.
- Весь прошлый год на уровне района, Минэкономразвития, региональной власти с руководителями наших предприятий мы занимались разработкой планов и намерений. Планировали модернизировать механический завод, Жешартский фанерный комбинат, решить часть социальных вопросов в виде реконструкции части инженерных сетей самого поселка, с малым бизнесом планировали вложения в хлебозавод. Это был начальный этап, предполагалось, что каждый год эта программа будет пересматриваться в зависимости от наших успехов, что нас вполне устраивало, - рассказал глава Усть-Вымского района Мустафа Махмудов. - У нас были хорошие идеи, жаль, конечно. Надеюсь, рано или поздно судьбой моноориентированных городов все же займутся вплотную.
Свои планы по развитию производств в Жешарте и районе руководство Усть-Выми успело защитить в Москве. Старт модернизации Жешарта планировалось дать уже в этом году с ЖФК, правда, никаких денег на реализацию этих проектов получено не было.
- С момента старта программы поддержки моногородов регионам было дано очень мало времени, всего несколько месяцев. Самое сложное в этом деле было то, что программа имела особые условия - строгие требования к проектам развития моногородов и конкретных предприятий, - сетует Мустафа Махмудов на сложности федеральной программы.
По его словам, от местных властей требовалось представить полную проектно-сметную документацию модернизации производств. Также необходимо было софинансирование от собственников предприятий, но далеко не все владельцы производств в моногородах в конце 2009 года оказались способны выделить хоть какие-то средства на модернизацию. Нежизнеспособность идеи региональным властям была понятна сразу - программа требовала серьезного пересмотра.
- Все равно жизнь заставит пересматривать эту программу, потому что при нынешнем развитии экономики ни в коем случае нельзя оставлять целый город закрытой производственной территорией, - уверен Мустафа Махмудов.
Намного меньше оптимизма в это время испытывали в Княжпогостском районе. На заводе ДВП началась процедура банкротства, шансов получить господдержку не осталось.
- Для меня это не новость. Мы попали в не очень хорошую ситуацию потому, что наш завод ДВП был вынужден пойти на процедуру банкротства, - рассказывает глава еще одного «сложного» района Виктор Попов. - Мы рассчитывали на поддержку государства, этой программы. Но когда готовились к участию в ней, я уже понимал, что вряд ли мы получим эту помощь, потому что программа имела невыполнимые условия для таких городов, как Емва. Она могла бы сработать для крупных городов, не попавших в процедуру банкротства.
Долевое софинансирование для предприятий-банкротов Виктор Попов также называет одним из стопоров благой идеи правительства.
- Мы оптимисты, мы будем пытаться войти в инвестиционные программы республиканского и федерального правительства. Нарабатывать проекты будем, уже сейчас мы ведем такие переговоры по другим программам, - не теряет надежды глава Княжпогостского района.
Очевидно, так же, как и у Емвы, шансов на миллиард рублей федеральной помощи не было и у Инты. Шахтерский город, по словам исполняющего обязанности интинского мэра Михаила Борецкого, в программу поддержки моногородов не попадал сразу.
- У нас была минимальная надежда на то, что нам помогут, а теперь спасение утопающих остается делом рук самих утопающих и республики, - раздосадованно заметил и. о. главы Интинской администрации. - Были презентации проектов, все наши идеи реализовываются только через республику. Средства на реализацию заложены в республиканском бюджете. В первые федеральные гранты в этом году мы не попали и вряд ли попали бы в следующем.
Причиной тому, по словам и. о. мэра Борецкого, является отсутствие у города серьезных проектов модернизации экономики города - общие слова о развитии туризма, столкновения с Гринпис и национальным парком «Югыд ва» вряд ли вызвали бы у федеральных властей желание помочь Инте.
- Была какая-то перспектива, журавль в небе. Хотя мы даже и синицу в руках еще не держали, - ставит точку в вопросе временный глава города.
В Минэкономразвития Коми заявления вице-премьера предпочитают считать просто разговорами - опыт чиновников подсказывает ждать официальных документов.
- Если программу все-таки решат свернуть, то Республика Коми никоим образом от этого не пострадает. Потому что те инвестиционные проекты, которые вошли в комплексные инвестиционные планы Воркуты, Инты, Жешарта и Емвы, республика будет реализовывать за счет других источников финансирования, - заявили в Минэкономразвития Коми. - Кроме 27 населенных пунктов, вошедших в программу поддержки моногородов на первом этапе, остальные должны были финансироваться за счет инвесторов, которые могли бы прийти в эти города.
По словам представителей ведомства, согласованные планы модернизации Жешарта, в частности, вполне могут быть профинансированы за счет других федеральных программ или крупных инвесторов. Состояние остальных моногородов республики от Жешарта невыгодно отличается, а значит, решать эти проблемы придется иными способами.
- Программа в том виде, в каком она есть, существовать не может, - уверен экс-мэр Воркуты и член Общественной палаты РФ Игорь Шпектор. - Ее нужно развивать, изменять, а не сворачивать.
Именно изменение условий участия зависимых от одного предприятия городов должно, по его мнению, стать логичным шагом правительства после заявления о прекращении финансирования дорогостоящего проекта. В противном случае программа представляет собой «междусобойчик для избранных» городов.
- Правительство говорило о том, что они решают проблему моногородов, выделив по миллиарду рублей 25 городам из 450, которые в помощи нуждались. Остальные города вообще выпали из поля зрения, они значатся на каких-то бумагах Минрегиона, но никаких надежд на то, что будут решаться их вопросы, у них нет. Я говорил об этом в Совете Федерации, в Общественной палате. Я остаюсь при своей точке зрения, что если моногорода останутся без поддержки государства, то нас ждет социальный взрыв в том или ином городе, - заявил Игорь Шпектор. Пикалево вышли бастовать - им дали миллиард. Это неправильно. Надо смотреть все возможности для развития в городе каких-то отраслей. Предположим, это будет животноводство, или микросхемы, или выращивание клубники - нужно посчитать, сколько средств, людей, какая социальная сфера нужна на каждую отрасль, или, может, проще переселить людей и закрыть город, - озвучил свое решение проблемы экс-мэр Воркуты.
Следом за громким заявлением вице-премьера, уверены все заинтересованные участники процесса спасения республиканских моногородов, должно последовать не менее громкое и заметное заявление о том, как правительство собирается решать никуда не девшуюся монопроблему. Надежды глав городов, республиканских ведомств и собственников предприятий теперь сводятся к ожиданию объявления о новом формате господдержки. И хоть республика и без того не особо рассчитывала на масштабную помощь федерации, мелькнувшие журавлем в небе четыре бюджетных миллиарда успели вселить надежды во многих.
Александра САВЕНЯ
добавить комментарий |
|