Право |
Алексея Королева приговорили к оправданию
Фото Юрия КАБАНЦЕВА |
Корткеросский районный суд вынес оправдательный приговор в отношении соцработника дома ветеранов Алексея Королева, который обвинялся в неисполнении требований пожарной безопасности, повлекшем гибель на пожаре 23 человек. Подсудимый психологически настроился достойно встретить почти любое решение. За исключением, видимо, оправдания, явившегося для него полной неожиданностью.
Напомним, пожар в подъельском доме ветеранов произошел около 18 часов 31 января. В огне погибли 23 человека, троих удалось спасти. Приехавший из Москвы 5 февраля руководитель следственного комитета Александр Бастрыкин распорядился, чтобы Королев был арестован в тот же день. Соцработника заподозрили в том, что он мог присвоить деньги стариков, которые те ему сдавали на хранение. Вскоре ему было предъявлено обвинение в нарушении пожарной безопасности, повлекшей гибель людей. Под стражей Королев провел более полугода. Лишь в октябре 2009 года, когда у Королева возникли проблемы со здоровьем, судья Людмила Аксенова согласилась изменить ему меру пресечения на подписку о невыезде. Судебное разбирательство началось в августе прошлого года.
До трагедии в Корткеросском районе насчитывалось пять муниципальных домов, в которых проживали старики на собственном обеспечении, всего в республике их было 14. Суд установил, что Королев был рядовым соцработником, не являлся каким-либо руководителем учреждения и был принят на работу соцработником ГУ «Центр соцобслуживания населения (ЦСОН) отделения социальной помощи».
Суд не внял доводам обвинения, что именно Королев должен был отвечать за пожарную безопасность в доме ветеранов. В последней должностной инструкции, которую он подписывал, отсутствует пункт, обязывающий его следить за пожарной безопасностью в здании. Судья не согласилась с мнением гособвинителя, что Королев ответственен за хаотичные и неграмотные действия при обнаружении пожара сторожа Панюкова и жителя села Подъельск Беляева, которые ведрами с водой, а не из огнетушителей тушили возгорание в комнате № 9 и открыли двери из охваченной огнем комнаты в коридор. Королев, по убеждению суда, не имел ни организационно-распорядительных, ни административно-хозяйственных функций в сгоревшем доме ветеранов. В контрольно-наблюдательном деле на здание дома ветеранов, которое вели пожарные инспекторы, не имеется отметок об освоении Королевым противопожарного минимума.
Суд критически отнесся к выводам экспертизы начальника испытательной пожарной лаборатории ГУ МЧС России по Коми Владимира Лисина о том, что при более грамотных действиях персонала удалось бы спасти большее число жильцов. Также было установлено, что эвакуировать немощных людей после обнаружения пожара было невозможно. Система сигнализации в здании не имела никакого функционального значения для спасения людей, поскольку число персонала для этого должно было равняться числу проживавших в здании престарелых людей - практически всем им нужна была посторонняя помощь при эвакуации.
Суд учел, что Королев не проходил специального обучения, обязательного для руководителей, и потому не мог инструктировать по пожарной безопасности персонал и проживавших в здании людей.
В итоге суд признал Алексея Королева оправданным в связи с отсутствием в его действиях состава преступления. За ним признано право на реабилитацию, а также на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием. Услышав эти слова, Королев не сдержал слез.
Вместе с тем были вынесены частные определения в отношении администрации Корткеросского района, республиканского агентства по соцразвитию и сыктывкарского филиала Бюро технической инвентаризации. Судья Людмила Аксенова обратила внимание на то, что дом ветеранов, в котором массового пребывания людей по противопожарным нормативам и не должно было быть, появился на свет постановлением главы администрации района. По мнению суда, райадминистрация, обязанная содержать муниципальное имущество в надлежащем виде, от обеспечения пожарной безопасности в доме ветеранов попросту отстранилась.
Частное определение было вынесено также в отношении руководителя Сыктывкарского филиала БТИ за то, что на объект без должной проверки документации был составлен технический паспорт как на жилой дом. Тем самым была совершена попытка изменения функционального назначения здания.
Соцагентству же, по решению суда, следует обратить внимание на нарушение представителями ведомства прав граждан, проживавших в доме ветеранов. Сотрудники подразделений агентства ввели новый вид соцобслуживания - предоставление социальных услуг за свой счет: старики сами платили за проживание, коммунальные услуги, ремонт здания и обеспечение пожарной безопасности в нем. В отношении многих сотрудников дома ветеранов были введены должностные инструкции, о которых те и не знали.
Также представители агентства допустили проживание людей в не приспособленном для этого здании, чем подвергли опасности их жизнь и здоровье. Они не обучали пожбезопасности сотрудников дома ветеранов и на тот факт, что там не проводились противопожарные учения, закрывали глаза.
Михаил ДАСЮК
добавить комментарий |
|