Общество |
В республике начинается создание университетских комплексов Ухтинский государственный технический университет первым начинает реализацию одобренной региональным правительством Коми концепции модернизации профессионального образования в республике. О том, с чего начнут создание университетского комплекса в Ухте, в среду на заседании совета ректоров республики рассказал его председатель, ректор УГТУ Николай Цхадая.
- Концепция рождалась в муках, и борьба была за то, что не должны сделать так, чтобы педагогическое образование пропало. Наконец-то консенсуальное решение вынесено, но это не говорит о том, что оно окончательное, могут быть какие-то изменения, - предварил все споры Николай Цхадая.
Концепция, рассчитанная на период до 2015 года, одобрена распоряжением правительства региона в минувший понедельник. В числе прочего, в документе констатируется, что в республике отсутствует сбалансированная система подготовки кадров. Причиной такого положения дел называется уровневая и ведомственная разобщенность образовательных учреждений профессионального образования. Чтобы привести в соответствие рынок труда и рынок образовательных услуг, по мысли авторов концепции, необходима оптимизация структуры подготовки кадров в системе профобразования республики.
В концепции предусмотрено два этапа. На первом - с 2011 по 2012 годы - мероприятия будут проходить процедуру согласования с ведомствами, головными вузами, филиалы которых расположены в Коми. Кроме этого, планируется создать систему формирования госзаказа, провести инвентаризацию имущественного комплекса учебных заведений, проанализировать эффективность их образовательной деятельности. В это же время будет начата работа по модернизации существующих и созданию новых образовательных программ.
Второй этап - 2013-2015 годы - ознаменуется созданием университетских комплексов и отраслевых образовательных комплексов по подготовке кадров. К этому времени в обновленном виде будут сформулированы учебные образовательные стандарты и определится база создаваемых комплексов.
В итоге должно получиться два университетских комплекса. СыктГУ объединит филиал Кировской государственной медицинской академии, Сыктывкарский торгово-экономический колледж, Коми республиканский колледж культуры им. Чисталева, Колледж искусств республики и Сыктывкарский медицинский колледж им. Морозова. В комплекс УГТУ войдут Ухтинский промышленно-экономический (лесной) колледж, Ухтинский горно-нефтяной колледж, Усинский политехнический техникум и Ухтинский профлицей №30.
В части отраслевых образовательных комплексов концепцией предлагается включение в состав Сыктывкарского лесного института - филиала Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии им. Кирова - двух образовательных учреждений среднего (Сыктывкарский целлюлозно-бумажный техникум, Коми республиканский агропромышленный техникум) и трех начального профессионального образования (профучилища №№ 15, 20 и 34). В состав филиала Санкт-Петербургского государственного горного института им. Плеханова «Воркутинский горный институт» предлагается включить горно-экономический колледж и два образовательных учреждения начального профессионального образования (ПУ №№ 3 и 12).
В комплекс КГПИ войдут Коми республиканский институт развития образования и Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. Куратова.
- Первый этап пройдет в Ухте. Мы подготовили все необходимые документы о переводе всех профессионально-технических образовательных учреждений в состав УГТУ. Первый пакет документов уже отвезли в наше министерство, и у нас проблем по созданию университетского комплекса, кроме организационных, не возникает потому, что мы хотим продавить, чтобы финансовый год комплекс начал с чистого листа, - поделился с коллегами по совету ректоров Николай Цхадая, упомянув и про необходимость получения лицензий на те специальности, которые будут «присоединены».
Ожидаемые результаты, если верить концепции, достаточно оптимистичны: «улучшится использование уже имеющихся материально-технических и социальных баз за счет более рационального использования площадей, лабораторного оборудования, кадрового потенциала», «повысится эффективность использования финансовых средств», «устранится дублирование в подготовке специалистов», «ликвидируется дефицит преподавателей».
Между тем в документе уделено внимание и возможным рискам, которые могут существенно снизить эффективность проводимых изменений. Авторы концепции полагают, что таковыми могут стать отсутствие согласования учредителей учебных заведений в результате ведомственной разобщенности, вероятность развития ситуации без учета человеческого фактора. Сюда входят противодействие населения реструктуризации, снижение социальной защищенности молодежи из малообеспеченных семей и даже рост преступности подростков в связи с меньшей доступностью профессионального образования начального и среднего уровней. К структурным рискам отнесена возможность снижения аккредитационных показателей реорганизуемых университетов и перевод их в статус институтов, особенно после принятия проекта федерального закона «Об образовании».
Отмечено, что финансироваться концепция будет за счет федерального и республиканского бюджетов, а также из других источников, не запрещенных законом.
Анастасия АЛЕКСЕЕВА
добавить комментарий |
|