Республика Коми МС «Молодежь С-Юга», еженедельная газета Республики Коми
Республика Коми МС Редакционное сообщение »»»
ОПРОС Что еще вернуть из прошлого? »»»
Волженцев добыл первую медаль для Коми »»»
Республика Коми
№ 12 / 29.03.2013 
|  Архив  |  Experto Credite  |  Информация  |  Акционерам  |  Общение  |
 ПОИСК ПО САЙТУ 

 РадиоРубка 

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

 Метро 
 Сила добра 
 НАШИ ПАРТНЕРЫ 
ki.gif
ms.gif
ki.gif
bbs.gif
pora_na_rabotu.gif
ezkh_250x70.gif
Gis11.jpg
 ВАС ПОДСЧИТЫВАЮТ 
Рейтинг ресурсов УралWeb
Rambler's Top100Service

 Молодежь С-Юга № 19 (7402) от 14 мая 2009 года

Лицом к лицу 

Евгений Машкин:

«Пессимисты джаз не играют»


Художественный руководитель ансамбля «Jazz-Графика» и единственный в республике джазовый композитор Евгений Машкин завтра празднует свой юбилей - 50 лет. Эту круглую дату он отмечает не дома, а на сцене - юбилейным концертом. В преддверии юбилея мы побеседовали с известным музыкантом.

- Евгений Андрианович, это правда, что вы не имеете никакого музыкального образования, а на гитаре вас научил играть товарищ по двору?

- Все могло пойти по-иному. Ленивая игра во дворе в карты была тогда основным занятием в часы досуга 15-летнего оболтуса - троечника сотоварищи... Правда, футбол и хоккей иногда перевешивали - было и первенство города по футболу, и чемпионат СССР по хоккею с мячом среди юниоров. К нашей веселой компании «картежников» подошел в тот памятный день местный хулиган - «битник» Сергей Лебедев - и предложил нам заняться гитарой. То ли это было влияние наследственности - мой отец Андриан Иванович - певец, заслуженный артист Коми АССР, а мать Нина Сергеевна - сестра композитора Якова Перепелицы, - то ли закономерность, проявившаяся в виде случая, но получилось так, что уже через пару лет я играл в ресторане и на танцевальных площадках. А в 1979 году стал профессиональным музыкантом – гитаристом, игравшим в Мичуринском парке столицы. Но формально, в музыкальном смысле, я самый настоящий «неуч», хотя пару лет, по «вине» Михаила Герцмана проучился в республиканском училище искусств на дирижерско-хоровом отделении. Но в 1986 году бросил учебу и ушел работать в филармоническую рок-группу «Аски» Сергея Носкова, исполнявшую его авторские композиции, основанные на коми интонациях. Напомню, что в 1987 году группа приняла участие в Юрмальском фестивале.

- Затем от эстрады вы перешли к джазу?

- Первые впечатления, навыки и знания о джазе я получил в начале 1980-х в сыктывкарском джаз-клубе «Геликон», которым руководил Вячеслав Бурьян. В середине 1980-х меня взяли гитаристом в ансамбль джаз-клуба на замену известному в стране музыканту и публицисту Юрию Дмитриевскому, в то время оказавшему огромное влияние на формирование моих вкусов и смену приоритетов в сторону джаза. Опыт живого экспромта немногочисленных выступлений того периода, тепло принятых публикой, пробудил мою любовь к джазу. Первыми ориентирами стали Джон Маклафлин, Джо Пасс и Джордж Бенсон. Тогда же проявился интерес к композиции и, как результат, появились первые сочинения. Параллельно я занимался записью сольных проектов: своих экспериментов с электронным аккомпанементом и гитарных композиций, где партии баса, ударных, перкашн и клавишных исполнял сам. Результатом явились альбомы «Playing for my Friends», «Bugeboo» и даже один хард-роковый с аутентичным инструменталом и вокалом, записанный на четырехдорожечную ленту, пропущенную через два бобинных «Маяка» с перестроенными головками. Мое ноу-хау... Былинные времена!..

- Но прославились вы после появления ансамбля «Jazz-Графика»...

- Собственно, «Jazz-Графика»- это не мой ансамбль... Мне принадлежит только идея названия группы. Основателем же является музыкант и предприниматель Ким Гриценко, в 1998 году предложивший молодым музыкантам заняться импровизационной музыкой. Из первого состава ныне в строю только Иван Демидов - мой многолетний партнер и друг. Через год состав поменялся, и меня пригласили в группу в качестве аранжировщика и гитариста. Репетиции проходили вечерами в офисе фирмы «Графика». Отсюда и название ансамбля: к джазу прибавилась «графическая» составляющая. В 2001 году во вновь обновленном составе «JГ» приняла участие в международном джазовом фестивале в болгарском городе Банско в числе 27 групп Европы, Ближнего Востока и Африки. Программа для выступления на фестивале, в которую вошли джазовые стандарты и мои собственные сочинения, стала основой первого альбома «Grafikal Physique». За ним последовали «The Great Mistake», «...Yes, Ma'am!», «DeMarche of JG», «Live Collection», «One May Day», демонстрирующие развитие группы, интенсивную концертную деятельность того периода и участие в джазовых фестивалях разных уровней. Новой работой группы стала демо-запись моих джазовых обработок цикла из семи коми народных тем под названием «Ю Сайса Йоктэм» («Танцы за рекой»). После этой записи «JГ» взяла творческий отпуск, вступив в трудный период смены состава и уточнения позиций.

- Вы написали около полутора сотен мелодий. Обратил внимание, что некоторые названия композиций, видимо, навеяны арифметикой: «12+12», «16» и «64». Откуда такая любовь к цифрам?

- К сожалению или к счастью, но мои отношения с арифметикой не сложились. Нет, я считать умею, но к точным наукам и логике никогда склонности не проявлял. Наверное, слишком ленив и импульсивен. А из данного ряда лишь «16» принадлежит моим «перьям». «12+12» - это Чет Бейкер, а «64» - ни что иное, как битловская «When I`m 64» в переложении для джаза.

- Помимо музыки, вы занимались спортом - играли в хоккей с мячом. Сейчас это хобби осталось?

- Нет. Ни в хоккей, ни в футбол я сейчас не играю. Очень редко смотрю соревнования по ТВ. Мне не нравится превращение спорта из игры в помпезную продажную истерию. Коробит интеллектуальный и моральный облик некоторых спортсменов и болельщиков. Вызывают омерзение гаденькие поступки спортсменов, именуемые комментаторами «маленькими хитростями». Даешь честный спорт! Даешь «Fair Play»!

- Пятнадцать лет назад вы неожиданно стали художником и фотографом.

- Да, вначале рисовал карандашом карикатуры, затем, по совету известного певца и художника Александра Балашова, купил масляные краски и освоил живопись. Писал «из головы» русские лирические пейзажи с березками и церквушками. Пара сотен работ сейчас где-то «бродит» по планете. Одновременно с живописью я тогда увлекся фотографией. Сначала снимал на пленочный Zenit, потом на Nikon, потом перешел на «цифру». Фотографировал почти все, только почему-то не любил снимать людей. Состоялось несколько персональных выставок, несколько публикаций в фотожурналах и альбомах, и меня приняли в Союз фотохудожников России. Сейчас в основном снимаю самую лучшую в мире «фотомодель» - мою дочь.

- Причем ваша семья разделяет любовь не только к фотографии, но и к музыке.

- Я счастливый человек! В моей семье всегда с уважением, а иногда с терпением, относились к моим занятиям музыкой. Отец пел, а мать до сих пор внимательно слушает и терпит мои «джазы» и непременно интересуется: «Ну как прошел концерт?» Когда в моей жизни появилась жена, счастье удвоилось, потому что она тоже помешана на музыке. Ко всему, в отличии от меня, она музыкант талантливый. Благодаря оригинальной технике исполнения и особой музыкальности Лена Машкина стала хорошо известна в гитарных кругах, особенно после публикаций ее видеороликов в Интернете. И наша малышка Лерочка тоже принимает живое участие в семейных музицированиях, у нее есть своя маленькая, но настоящая гитарка. А еще ее можно видеть в роли ведущей ТВ-программы «Семейный альбом» на КРТК.

- Интересно, можно ли заработать на джазе в Сыктывкаре?

- Заработать на джазе у нас невозможно! Проверено. Все благие начинания в этой сфере заведений общественного питания достаточно скоро пасуют перед финансовой целесообразностью. Корпоративные же события редки, очень нерегулярны и после вычета налогов и накладных расходов весьма невыгодны. Да и зачем приглашать группу из семи человек, когда можно обойтись одним - с «забивками»? Это в столицах «живые» группы в моде, у нас нет. А концерты вообще убыточны. Филармонический джаз тоже в сложном положении: исполнителей уровня Сайруса Честната к нам, мягко говоря, еще нескоро занесет, ажиотажный спрос на Даниила Крамера понемногу спадает, а «свежая кровь» к нам не очень стремится. Могли бы помочь меценаты, но их в Сыктывкаре нет.

- Ваш коллега по группе «Аски» Сергей Носков сейчас живет и работает в Лондоне. У вас не было желания тоже стать эмигрантом, или просто не представилось такой возможности?

- Возможность, наверное, можно было бы найти... Но, как говорится, обстоятельства сильнее желаний... хотя желания иногда возникают весьма весомые! Инфантильность, непролазная грязь, бытовое хамство, всепронизывающий мат, несущийся непринужденно и даже как-то обыденно из уст представителей всех поколений и полов от 5 до 55, публично, невзирая на окружающих детей, женщин и стариков... Самоутверждаемся, граждане?..

- Когда и где можно услышать ваши выступления?

- К сожалению, ни постоянного места, ни четкой периодичности концертов у «JГ» нет. Все спонтанно. Но мы стараемся не пропадать надолго с «рекламных заборов» новостроек столицы. С гастролями сложнее: мы все работаем в разных местах, и далеко не всегда нас отпускают в дальнюю дорогу. Репетиций у нас сейчас почти не бывает. Группа достигла того уровня, когда программа намечается за пять минут до выхода на сцену. Репертуар у нас очень обширный: мы можем играть много часов подряд, не повторяясь. Для реализации новых творческих идей, а они возникают постоянно, пару лет назад при поддержке друзей-музыкантов разных поколений я организовал группу «JinnBand». Это не было повторением «Jazz-Графики». Здесь другая эстетика: мелодика, гармония, ритмика... Звучание «Джиннов» основано на четких риффованных ритмах и абсурдных гармониях или отсутствии их. Наши «Джазовые субботы» в школе № 1 имели популярность и, думаю, в ближайшее время будут продолжены.

- Как вы оцениваете уровень местных групп и ансамблей? Что сами слушаете?

- Уровень местных, да и не только местных групп и ансамблей, я не отметил бы никак. Нечего оценивать. Слушаю музыку разную вне зависимости от стилей и направлений. Проще сказать, какую музыку я не слушаю - бездарную, вторичную, плюс все от российского шоу-бизнеса. Самое смешное, что так же ответит любой, наполняя это своим содержанием, у каждого своя правда. А рока как движения, традиционно антагонистичного музыкальной пошлости, в России нет вообще. Он вполне вписался в попсовые схемы и превратился в какой-то лубок. Особенно «старички». Гипертрофированный подростковый пафос стареющих мужчин вызывает иронию и жалость, хотя люди они в большинстве своем вполне приличные и достойные. Чего не скажешь о наших «великих»: чванливая звездливость пугачевых-алибасовых не вписывается в понятие о достоинстве.

- Будут ли у нас проходить ставшие в одно время традиционными джаз-фестивали, или нынче больше некому заниматься их организацией?

- В республике проходил не один джазовый фестиваль. Наши фестивали уже имеют некоторую историю. Иногда даже почти детективную, с эгоистичными страстями и подлогами... Для ясности - сыктывкарские джаз-фестивали были «запущены» Вячеславом Бурьяном в середине 1980-х - а это уже стаж!

Кстати, я - единственный музыкант, игравший на всех сыктывкарских фестивалях. Следующий запланирован на весну 2010-го. Я не люблю конкурсы с их нервозностью, амбициозностью, протекционизмом и необъективностью. А фестиваль - это праздник, положительные эмоции, стимул и, если хотите, смотрины. На фестивале все равны: и новичок, и ветеран играют вместе. А вот «мероприятий по оживлению музыкальной жизни в республике» проводить не надо. Чиновничий «оживляж» приносит только вред творчеству. Музыкальная жизнь бурлит, только мы ее плохо видим. Потому, что у нас о ней заинтересованно и квалифицированно никто не пишет. Видно, среди сыктывкарских стуруа и нариньяни действует старое номенклатурное правило: часто на культуру «отправляют» провалившихся на политике и экономике... А еще нет критики - профессиональной, предметной, непредвзятой и доброжелательной. Словом, нужна информация и оценка. В Республике Коми есть все, кроме местной музыкальной периодики - печатной или эфирной.

- И, на ваш взгляд, имеет ли джаз перспективу в республике?

- Джаз перспективен вне зависимости от места, времени и контекста. Благодаря своей оптимистичности (пессимисты джаз не играют) и непредсказуемой логике он всегда будет радовать любителей своими неожиданными проявлениями и привлекать к себе внимание музыкантов и публики экспромтом сиюминутного творчества. А молодая смена идет... Она свободнее нас и уже набирает «жирок». Надеюсь, что в этом есть и моя заслуга!

- Свой юбилей вы отмечаете концертом. Чем порадуете ваших поклонников?

- Пару месяцев назад я задался вопросом: возможно ли собрать «Jazz-Графику» в самом мощном составе и вместе с «JinnBand» отметить мой юбилей концертом? Ответ друзей был категоричен: «Да!» Более того, возникла глобальная идея совместного концерта с Сергеем Терентьевым, отмечающим в эти же дни 55-летие. Мы давно обсуждали возможность создания обновленного биг-бэнда, а тут такой повод! Тем более что Сергей владеет контрабасом, ныне редким на россий- ской эстрадной сцене инструментом, в большой мере придающим подлинность звучанию джазовых ансамблей. Так возник сыктывкарский «All Star Band». На мою долю выпало приготовление репертуаров для всех «бэндов», а Сергей готовит несколько «малых составов». Концерт пройдет завтра в 19.00 в Центре досуга и кино «Октябрь». Ведущим вечера будет Михаил Герцман.

- И последний вопрос: что бы вы хотели получить в подарок?

- Завтра я хотел бы видеть на концерте всех моих друзей! Это будет лучшим подарком для меня.

Беседовал Артур Артеев


«« »»
добавить комментарий 
Имя:    E-mail: 
Город:   Сайт:
Ваш комментарий:
Код для проверки: 








 = 
 
Новости партнеров
Читайте в номере
Миграционный отток резко увеличился
комментарии (0) | дальше »»

В центре внимания - технологии и культура
комментарии (0) | дальше »»

Ижма в объективе
комментарии (0) | дальше »»

Синоптики обещают теплую погоду
комментарии (0) | дальше »»

В лесу завелись взяточники
комментарии (0) | дальше »»

«Российский Азимут» переезжает на «Динамо»
комментарии (0) | дальше »»

Трудно стать детсадовцем
комментарии (0) | дальше »»

Тут прибавка, там - секвестр
Федералы скорректировали трансферты республике
комментарии (0) | дальше »»

Крестный ход
от Стефановского собора до Стефановского храма
комментарии (0) | дальше »»

В режиме экономии
Власти столицы отчитались о стройках и ЖКХ
комментарии (0) | дальше »»

Красиво шить не запрещали
Осужденный из Коми прославился на всю страну
комментарии (2) | дальше »»

Эхо Москвы
комментарии (1) | дальше »»

Евгений Машкин:
«Пессимисты джаз не играют»
комментарии (0) | дальше »»

Экстрим-ралли продолжается
Эжвинские дачники остались без автобусов
комментарии (1) | дальше »»

«Руководство ради ежеминутного успеха готово жертвовать людьми»
Сосногорские общественники выдвинули претензии строителям газопровода «Бованенково - Ухта»
комментарии (0) | дальше »»

Голые крысы-мутанты
появились в столичных магазинах
комментарии (0) | дальше »»

Фильм об оленеводах
показал москович
комментарии (0) | дальше »»

Отгуляли победу
Столичные болельщики были сдержанны
комментарии (0) | дальше »»

«Бесплатный» Интернет
обернулся для студента судимостью
комментарии (0) | дальше »»

Транспорт равных возможностей
будет курсировать между Эжвой и Сыктывкаром
комментарии (0) | дальше »»

А была ли эвтаназия?
Нашумевшее дело оказалось далеко не однозначным
комментарии (0) | дальше »»

Брать от женщин все
учит тренер-соблазнитель
комментарии (1) | дальше »»

Трагедии рода Сухановых
Как погибли в Усть-Сысольске атаман Шипича и Ванька-Каин
комментарии (0) | дальше »»

Вадим Пузаков:
«Мы не работаем для галочки»
комментарии (0) | дальше »»

Самый гуманный суд в мире
Сыктывкарец, сбивший насмерть девушку, отделался двумя годами
комментарии (2) | дальше »»

(C) ЗАО «Редакция газеты «Молодежь С-Юга», 1998-2007.
Перепечатка материалов сайта допускается только
при наличии письменного разрешения редакции.

Разработка и поддержка сайта: Артем Евстигнеев
Предыдущие версии создавали:
Дмитрий Терентьев, Юрий Пешкилев, Владимир Барабанов.