Нет проблем? |
«Руководство ради ежеминутного успеха готово жертвовать людьми» Сосногорские общественники выдвинули претензии строителям газопровода «Бованенково - Ухта» Строительство газопровода «Бованенково-Ухта» (заказчик ЗАО «Ямалгазинвест» - «БНКоми»), начатое в прошлом году на территории Республики Коми, сопровождается грубейшими нарушениями законодательства, и не только экологическими. Такие претензии строителям газопровода выдвигает местная общественность и даже работники предприятия.
Как сообщает «БНКоми», сомнения в способности подрядчиков строго выполнять жесткие экологические требования были высказаны еще летом 2005 года, когда в районах и городах Коми проводились общественные слушания по проекту строительства крупнейшей газотранспортной магистрали, по первой нитке которой уже в 2011 году в Западную Европу должен пойти ямальский газ. В Сосногорске, например, чиновники и общественники сошлись во мнении: то, что написано в проектной документации, на практике обычно не соблюдается. Мусор и отходы строителями закапываются, тяжелая техника ездит там, где не положено, а ведомственный мониторинг за состоянием окружающей среды либо не проводится, либо в лучшем случае выполняется наполовину. Жизнь превзошла худшие ожидания.
Летом прошлого года возле поселка Малая Пера и Ираель Сосногорского района появились вахтовые городки на полтысячи человек, которые довольно быстро наполнились строителями газопровода «Бованенково - Ухта».
На 210-километровом участке будущего магистрального газопровода вдоль железной дороги от Сосногорска до Ираеля генеральным подрядчиком выступило ОАО «Центргаз», одним из субподрядчиков на 72-километровом участке будущей трассы в Сосногорском районе – его дочернее ЗАО «Центргазтрубопроводстрой». Последнее имеет сертификат соответствия ISO (сертификат подтверждает соответствие международному стандарту требований к системе управления организацией, выполнение которых необходимо для обеспечения стабильного качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг - «БНКоми»).
Первые претензии к строителям «Центргазтрубопроводстрой» высказал депутат сельского поселения «Малая Пера» Алексей Прохоров. Он пожаловался в прокуратуру: мол, строители без согласия поселковой власти заняли землю в черте населенного пункта, а самое главное – бюджет поселения не получил арендную плату за землю. В ответ ему сообщили – пока государственная собственность на земли поселений не разграничена, землями поселений распоряжается администрация района, все по закону.
Когда на производственной базе строителей круглосуточно стали работать бульдозеры, трубоукладчики и сварочные аппараты, от малоперцев, живущих в соседних домах, пошли жалобы на шум и вибрацию. Вскоре местные жители обнаружили и другие экологические нарушения: бытовой мусор выкидывается прямо возле вахтового городка, стоки от столовой, прачечной, душевых и вагончиков вывозятся и сливаются в болото-исток ручья Малая Пера, в действующий песчаный карьер «Южная Нерца». Строительный мусор (обода от заглушек труб, использованные заглушки, стружка, огарки от электродов, проволока, отработанное дизельное масло - «БНКоми») просто закапывается под снег или в болото, хотя по проекту эти промышленные отходы полагается сдать специализированным организациям.
Два малоперских депутата - Прохоров и Пахомов – зафиксировали эти нарушения на фото-видеокамеру и после консультаций с самой авторитетной экологической организацией региона - «Комитетом спасения Печоры» - обратились в Сосногорский горкомитет по охране окружающей среды и в сосногорское подразделение Роспотребнадзора.
Результатом стали два штрафа от природоохраны, размер которых, впрочем, не очень повлиял на предприятие и его должностных лиц. Роспотребнадзор же за несколько месяцев так и не смог выдать свой вердикт. Непонятно, где проходит официальная граница жилой застройки Малой Перы, чтобы определить санитарно-защитную зону производственной базы строителей.
Проверяющие один за другим ездили в Малую Перу, проблемы вроде бы обсуждались, но реальных подвижек под предлогом невыделения средств не было. Объема нарушений не выдержал инженер СМУ-10 ЗАО «Центргазтрубопроводстрой» по промбезопасности и охране окружающей среды, сосногорец Сергей Смарыгин. Начиная с февраля, он писал докладные и напоминал своему руководству, что затраты на экологию включаются в себестоимость работ, но ему говорили, что «главное – труба». Смарыгин попытался пробиться на прием к директору «Центргазтрубопроводстроя» Сергею Баранову, когда тот приезжал в Малую Перу, – не допустили.
Конфликт между рядовым инженером и его непосредственными руководителями дошел до того, что Смарыгин обвинил руководителя строительства Илью Фетисова и его заместителя Василия Белай в блокировании работы экологической службы предприятия, начальника отдела по охране труда, промышленной безопасности и экологическому мониторингу ЗАО «Центргазтрубопроводстрой» Аллу Михайлову - в заключении фиктивных договоров со специализированными организациями на вывоз и размещение отходов. Вместо строительства очистных сооружений стоимостью 2,5 млн. рублей для нужд вахтового поселка предприятию оказалось «выгоднее» сливать отходы (по подсчетам Смарыгина, 570 тонн в квартал - «БНКоми») в окрестностях Малой Перы, а для отвода глаз заключить заведомо невыполнимый договор с муниципальным предприятием «Спецавтодор» на вывозку ассенизационными машинами жидких бытовых отходов в Сосногорск по сезонному зимнику «Ираель-Сосногорск», известному непроезжим состоянием. Даже если бы дорога до Сосногорска была, то за вывозку жидких и твердых отходов пришлось бы заплатить не 400 тысяч рублей «с хвостиком», а, как утверждает Сергей Смарыгин, в 40 раз больше.
В связи «с резким различием взглядов» Смарыгин был вынужден написать заявление об увольнении «по собственному желанию», а потом пошел в прокуратуру Сосногорска с заявлением.
Из жалобы Смарыгина прокурору: предприятие, не имея проекта образования отходов, занижает перед Ростехнадзором объем отходов и соответственно - платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ. По расчетам Смарыгина, за полгода работы в Сосногорском районе СМУ-10 должно было заплатить в бюджет более 6 млн. рублей таких платежей, заплачено же всего 140 тысяч рублей.
Договора на водопользование у предприятия нет. Воду для нужд вахтового поселка берут из случайных источников, за нее никто не платит, и ее качество никто не проверяет.
Песок для отсыпки площадок под трубные базы и под строительство вахтового городка с промбазой тоже был бесплатен. 70 тысяч кубометров песка незаконно добыто из неоформленного карьера.
Не лучшим образом обстоит дело с промышленной безопасностью. Через территорию вахтового городка проходит высоковольтная линия ВЛ-10, которая мешает при выезде из промышленной зоны кранам-трубоукладчикам. Несколько раз стрелой крана эта линия уже замыкалась, и Малая Пера оставалась без электричества. Что делать? «Переносить высоковольтную линию», – говорит Смарыгин. Но многочисленные обращения и предписания пока безрезультатны.
О кранах-трубоукладчиках. «Старички» «Komatsu-D355C», которым более 25 лет, не прошли экспертизу промышленной безопасности и не имеют разрешения Ростехнадзора на эксплуатацию. На некоторых кранах отсутствуют приборы безопасности (при движении трубоукладчика они должны подавать звуковой сигнал). В октябре 2008 года, когда один из таких кранов находился в эксплуатации, погиб рабочий. По официальной версии, не учитывающей отсутствие прибора безопасности, виноватым оказался рабочий. До подразделения Ростехнадзора в Ухте информация о несчастном случае в Малой Пере почему-то не дошла.
Еще одно ЧП произошло в ноябре 2008 года при разгрузке труб большого диаметра длиной 18 м. Разгрузка труб из вагонов велась автомобильным краном недостаточной грузоподъёмности. Кран не выдержал и упал вместе с трубой. Стропальщики едва успели отскочить. И снова авария прошла мимо Ростехнадзора.
- Руководство ради ежеминутного успеха готово жертвовать людьми, - говорит Смарыгин. Об отсутствии аттестации рабочих мест, проблемах со спецодеждой, некачественных очках для сварщиков и т.д. он напоминал своему начальству не раз.
Вопреки бытующему мнению, строители газопровода не получают огромных зарплат. К примеру, водитель СМУ-10 за ежедневный 12-часовой труд без выходных получает от 15 до 30 тысяч рублей в месяц. При этом в составе зарплаты нет северных надбавок. Руководство объясняет, что работники находятся в командировке от тульского предприятия, поэтому компенсации за работу в районе, приравненном к Крайнему Северу, не положены. Недоплата сказывается не только на работающих, но и на размере подоходного налога, который должен полностью идти в бюджет Республики Коми и в местные бюджеты.
Проектом предусматривался вахтовый метод: восемь недель работы с одним выходным в неделю по 10 часов в день, затем - месяц отдыха. Фактически люди работают безвыездно, без выходных, сколько выдержат. Но в договорах у них написано: пятидневная рабочая неделя с обычной продолжительностью рабочего дня и двумя выходными.
Редкие уникумы выдержали полгода безвыездной работы в Малой Пере без выходных, с проживанием в переуплотненных в два раза вагончиках. Большинство, поработав два-три месяца, уволились и уехали, поэтому текучесть кадров запредельная. Состав рабочих начал меняться по третьему кругу. С заявлениями об увольнении пошли даже ИТР, включая главного инженера.
добавить комментарий |
|