Сыктывкарка Любовь Моторина в конце ноября заключила договор с соцагентством по уходу за 90-летней Натальей Нестеровой.
- Я ухаживаю за своей родной тетей - Нестеровой Натальей Ивановной. В следующем году ей исполнится 90 лет. Она одинокая, ухаживать за ней некому, да она и сама никого к себе особо не подпускает.
Можно сказать, что я явилась первооткрывательницей закона о патронаже - 25 ноября мы подписали трехсторонний договор между мной, тетей и соцагентством.
Трудностей было много, в основном при прохождении медкомиссии. Медперсонал оказался неподготовлен, врачи ничего не знали, с документами не были знакомы, отказывались их подписывать. Фактически в июне, как только закон был принят, мы начали проходить эту процедуру, и вот только в ноябре нам удалось все закончить. По закону медкомиссию должны пройти оба - и престарелый, и его помощник. Так вы попробуйте пожилого человека, который только по дому передвигается, по врачам потаскать! И одно дело в городе, а если в деревне, когда, к примеру, в Корткеросском районе один специалист принимает в Сторожевске, другой - в райцентре, а кого-то из врачей можно вообще в Сыктывкаре только пройти. И кто в деревне будет эту престарелую бабушку по врачам возить? Эту процедуру нужно упростить, может, предусмотреть, чтобы врачи в деревни приезжали, за один раз всех освидетельствовали.
За свою работу я получаю чуть больше пяти тысяч рублей, а это работа - с утра в магазин сходить, дома прибрать, постоянно давление мерить, лекарства давать, врача, если надо, вызвать. К договору прилагается перечень услуг, которые помощник должен выполнять, - и окна мыть, и в доме прибирать, делать все, что попросят. Конечно, сумма небольшая, но мы и этой помощи рады. Единственное, непонятно, почему с этой суммы удерживается подоходный налог, ведь трудовой договор со мной никто не заключает, в стаж это не идет, а налоги платить надо.
А так закон этот хороший, я везде про него рассказываю, где бываю, потому что одиноких стариков очень много!
Записала Наталия КАЗАКОВЦЕВА
Руководитель соцагентства Коми Андрей Крылов:
«Говорить о конкретных результатах пока рано»
1 февраля исполнится полгода, как в Коми заработал закон о патронаже. В интервью МС руководитель Агентства РК по социальному развитию Андрей Крылов подвел первые итоги его реализации.
- Закон о патронаже появился после пожара в доме престарелых села Подъельска. Разработать этот документ власти подвигла трагедия?
- Вовсе нет. Этот закон - часть комплекса мер, направленных на улучшение социального положения граждан пожилого возраста и инвалидов. Его разработкой занялись еще задолго до подъельской трагедии, потому что уже тогда существовала проблема устройства пожилых людей в дома-интернаты. Количество нуждающихся на сегодня - 370 человек. По нашему мнению, закон о патронаже позволит разгрузить очередь. Отмечу, что он также касается людей, которые нуждаются в уходе, но в силу определенных обстоятельств не желают жить в домах престарелых. Поэтому говорить о том, что закон был и задуман, и реализован после трагедии, - неправильно. Его принятию предшествовала серьезная работа. И когда она ведется без каких-то трагических событий, на нее обычно не обращают внимания.
- Когда принимали закон о патронаже, на какие цифры рассчитывали, каковы были ожидания?
- На первоначальном этапе мы хотели апробировать закон на практике, потому что для республики это новый механизм. Подобный опыт есть только в Самарской области, закон там действует уже два года. Также мы планировали урегулировать отношения между сторонами, довести информацию до людей, нуждающихся в уходе, и тех, кто готов взять под опеку пожилого человека. Говорить о конкретных результатах, я думаю, стоит, как минимум, по истечении года реализации закона. На конец 2009 года заключено 66 договоров по патронажу (в Сыктывкаре - 4, в Ухте - 10, в Койгородском районе - 9, в Корткеросском районе - 7, в Инте - 9 - МС). Цифра неплохая, мы так и планировали.
- Из чего складывалась эта цифра?
- Мы понимали, что это новый закон, требующий большой разъяснительной работы. Нам было необходимо убедить людей в том, что он реально работает и способен решать проблемы ухода за пожилыми людьми и трудоустройства граждан.
- Для того, чтобы взять под опеку пожилого человека, требуется пройти медкомиссию. Между тем не во всех районах есть необходимые специалисты. Людям приходится выезжать в райцентры или города, по этой причине, кстати, многие отказываются заключать договоры.
- До нас доходила эта информация, и я говорил: чтобы закон заработал, надо в процессе его реализации отслеживать все острые вопросы, такие в частности, как эта проблема. Мы постарались ее решить оперативно совместно с лечебно-профилактическими учреждениями и минздравом. Мы уменьшили количество узких специалистов, которые должны проводить осмотр граждан. И сейчас обоснованных жалоб по вопросам, связанным со сложностью оформления документов, не поступает.
Еще одна трудность в том, что граждане не очень хорошо понимают смысл закона. Например, есть обращения от тех, кто хотел бы оформить патронат над родственниками. Но ведь вопрос взаимоотношений между родственниками в этой части регулируется федеральным законодательством, это обязанность гражданина - заботиться о своих родных. К тому же, если человек заботится о своем близком и при этом не работает, то он получает соответствующие выплаты. Именно поэтому в республиканском законе есть упомянутые ограничения.
- Во что обходится закон для региональной казны?
- Мы провели большую работу, чтобы определить число людей, потенциально готовых заключить договоры о патронаже в этом году. В прошлом году на его реализацию было потрачено 900 тысяч рублей, в этом - заложено 5,6 миллиона рублей. По нашим данным, сегодня в уходе нуждаются 170 человек - это помимо тех 66 человек, за которыми уход уже осуществляется.
- Какое вознаграждение получает человек, который ухаживает за пожилым или инвалидом?
- За каждого нетрудоспособного гражданина - 3 тысячи рублей плюс соответствующие районные и северные надбавки.
- Известен случай, когда три пенсионерки решили патронировать друг друга, чтобы получать за это деньги.
- Здесь нужно внимательно читать закон. Уходу подлежат граждане, в нем нуждающиеся. Решение об этом принимают медики. И если бабушки хотят осуществлять за кем-то уход, они должны выполнить ряд условий. И наиболее важное - получить у медиков подтверждение о хорошем состоянии здоровья. Поэтому решение соседок ухаживать друг за другом - это нонсенс, они не подпадают под действие закона, поскольку по медицинским показаниям не смогут друг за другом ухаживать.
- Вы упомянули о том, что закон о патронаже - это только часть комплекса мер. Что вы имели в виду?
- На последнем всероссийском совещании органов исполнительной власти поднимались вопросы о дальнейшем развитии социальной защиты населения. Очень много опыта в других регионах - действенного и по разным направлениям. Например, в Кировской области социальное обслуживание граждан по разным видам осуществляется, в том числе, коммерческими структурами на основе государственного заказа по конкурсу. В общероссийской концепции социального обслуживания населения рассматривается также и ряд положений по реализации пенсионного законодательства, очень много всего планируется.
- То есть в следующем году в республике появятся и другие законы?
- Возможно. И предполагаю, что инициативы будут адресованы не только в Государственный Совет Республики Коми, но и на федеральный уровень.
Беседовала Елена НЕЛИНОВА
Ольга Савастьянова:
«Наша задача - не прятать голову в песок»