По просьбе МС о проблемах взаимоотношений крупных лесопромышленников и местных сообществ размышляет эксперт в лесной отрасли Андрей Бурдаев. По его мнению, выходом из сложного положения может стать разработка соответствующей комплексной государственной программы развития лесной отрасли.
Поную версию читайте на БНКоми.
Динамику отношений с муниципалитетами (т.е. с их главами) можно отслеживать по видеоряду выступлений последних на встречах с присутствием «Монди», посвященным лесной или национальной тематике: пожелания успешной работы сменяются полунамеками и попытками прорваться на «эксклюзивные» переговоры, потом попытки понять, кто принимает решения, в финале - постоянная критика, повторяющиеся из года в год очевидные, но, видимо, неразрешимые претензии.
Позиция каждой из сторон аргументированна и разумна. Нестыковка возникает на уровне форматов и отсутствия устойчивых двусторонних коммуникаций. Форматы годового бюджета «Монди», планов развития лесной отрасли, борьбы с кассовыми разрывами бюджетов муниципалитетов, поддержки малого бизнеса, схемы минимизации себестоимости сырья, реализации программ занятости населения и т.п. не стыкуются.
Плюс разница в способах подачи информации. Дискомфорт вносит формальная публичность компании на фоне полного информационного вакуума в освещении вопросов построения отношений не только на республиканском, но и на районном уровне.
В последнее время ситуация улучшилась. Начались встречи, консультации. Но реальным результатом станет разработка комплексной Программы развития лесной отрасли, учитывающей интересы системного лесного бизнеса, интересы лесных районов, интересы системы подготовки кадров для лесного бизнеса и т.д. Программа с включением не только экономических и производственных параметров и целей, но и определяющая участие в культурной жизни, в сохранении национальных традиций, в реализации антиалкогольной программы в районах лесопользования, программ развития сопутствующего малого бизнеса и пр. Формат программы должен быть пригоден для вынесения ее не только на республиканский и федеральный уровни, но и на согласование с иностранными акционерами.
Программа развития, нацеленная на создание предсказуемой, сбалансированной и благоприятной социально-экономической обстановки в регионе интересов международной корпорации, вряд ли встретит неприятие со стороны акционеров, такие документы благоприятно влияют на имидж корпорации, на ключевые инвестпоказатели.
В случае принятия такой программы у республики появятся дополнительные возможности привлечения господдержки, в период кризиса рассчитывать на приток частных инвестиций в лесную отрасль не приходится, есть менее консервативные отрасли, которые восстанавливаются быстрее. Отмечу, что прямая поддержка лесного бизнеса не вошла в «Основные направления антикризисных действий Правительства РФ на 2010 год».
Есть и простые пути решения вопроса построения отношений крупного бизнеса и населения. Можно просто выучить текст обращения к иностранным собственникам. Текст готовился к встрече директоров дочерних предприятий с новым «иностранным» руководством. А поскольку и группа подготовки и потенциальный выступающий неважно владели языком, то текст получился достаточно кратким, но доступным для быстрого изучения и эффективного применения. Звучал он примерно так: «Балансы - о’кей! Гив ми мани эври дэй!»