Культура |
В Сосногорске выступили финки с аккордеоном и Скрипка
В минувшие выходные в Сосногорске прошел очередной, 17-й по счету, фестиваль джаз-, рок-, фолк- и поп-музыки, на этот раз вышедший на международный уровень. Впервые на культовом для республиканских рокеров мероприятии выступили зарубежные музыканты – финская группа Kuunkuiskaajat («Шепот лун») и украинская «Вопли Видоплясова», ставшие хедлайнерами фестиваля. За его достижениями, а также недостатками понаблюдали и корреспонденты МС.
Напомним, в формате open air сосногорский фестиваль проходит третий год. В 2008 году хедлайнером на нем выступили «Сплин», а год назад – Юлия Чичерина.
Особенностью нынешнего фестиваля должно было стать (как утверждали в Минкультуры РК) обязательное исполнение репертуара на национальном языке. Однако в реальность эта задумка организаторов не воплотилась, и первый день, отданный «тяжелым» группам (среди которых почему-то затесались ухтинцы FunnySkaPlan, играющие рок с элементами реггей и ска, и «Тихий час», исполняющие ритм-энд-блюз), вовсе прошел без коми языка. Во второй день он со сцены звучал, но пользовались им все же не все музыканты. К тому же сами коми слова узнавались в исполнявшихся опусах не всегда. Как в случае с интинской группой MidWinter Magic, играющей симфо-метал. Ее вокалистка имитировала оперное пение, отчего слова в песнях делались неразборчивыми. Ведущий концерта, когда группа уже собиралась сходить со сцены, поинтересовался у девушки, о чем же были их песни, на что получил ответ: «Это что-то фантазийного плана».
В фестивале приняли участие и художники – сыктывкарские этнофутуристы Юрий Лисовский, Павел Микушев и Валерия Осташова, расписавшие тела некоторых музыкантов. Среди последних были ухтинский «Театр Слег», который довольно выигрышно смотрелся на фоне других групп. И отнюдь не из-за боди-арта. Поведение фронтмена Эдуарда Кейси было отмечено и жюри фестиваля, в итоге признавшего его лучшим. Смотрелся он на сцене, и правда, эффектно. Только вызывал при этом стойкие ассоциации с вокалистом другой группы – «Алиса». Константина Кинчева напоминало в нем все: жесты, мимика, вокал и даже внешность. Подобно Кинчеву, Кейси расхаживал по сцене, то и дело останавливаясь на ее краю. В какой-то момент корреспондент МС даже забеспокоился, как бы тот не повторил судьбу знаменитого рокера, во время прошлогоднего концерта «Алисы» в Нижнем Одесе сорвавшегося со сцены.
Итоги конкурсной программы феста были подведены уже ночью, в перерыве между выступлениями хедлайнеров. Гран-при было присуждено уже упомянутым FunnySkaPlan. Также упомянутый «Тихий час» признали лучшими в номинации «Ритм-энд-блюз». «Орион» из Усогорска жюри отметило за лучшую песню на коми языке. Сыктывкарцы Definer и Kinky Dep поделили звание лучшей тяжелой группы. Их земляки The Kite Runners победили в номинации «Брит-поп», а «С.О.М.» из Коряжмы – «Фолк-рок».
Гала-концерт фестиваля открыл финский фолк-дуэт Kuunkuiskaajat, недавно отметившийся 11-м местом на «Евровидении-2010». Две составляющие его блондинки появились за сценой вскоре после девяти вечера, на которые и было намечено их выступление. Однако сосногорской публике они предстали спустя более получаса. Солистки Сьюзан Ахо и Йоханна Виртанен все это время мерзли за сценой (низкая температура воздуха и накрапывавший в течение дня дождь делали свое дело). Собравшиеся зрители же наблюдали саундчек.
Стоит отметить, что инструменты для концерта финок были отстроены весьма неплохо. Да и музыканты в их концерте были задействованы профессиональные (гитарист, басист и барабанщик). Творчество самого дуэта, хоть и лишилось на сосногорской сцене пафоса и гламурного налета «Евровидения», отдавало при этом непривычным для сосногорского фестиваля эстрадным фолком советских лет. Впрочем, после того, как были исполнены итальянская и индийская песни, а также композиция, написанная Ахо под влиянием ее любимой Шакиры, это чувство исчезло. Все номера, сыгранные и спетые Йоханной Виртанен и Сьюзан Ахо, были довольно энергичными и оптимистичными. Весело в их исполнении прозвучала даже песня, объявленная финками как «вери романтик сонг».
В перерывах между композициями один из ведущих концерта призывал зрителей поддержать гостий из Финляндии и согреть их своим теплом. У аккордеонистки Ахо, по ее собственному признанию, при этом все время мерзли руки. Погода в Сосногорске, как сообщили девушки журналистам, сильно контрастировала с той, которая стояла в Финляндии во время их вылета. Холод даже заставил их надеть обувь, которой они во время концертов обычно не пользуются (это позволяет «чувствовать энергию земли»).
Концерт «Воплей Видоплясова» начался уже ближе к полуночи. Децибелы при этом заметно прибавились, так что стало тревожно за дышащее на ладан деревянное здание, стоявшее за сценой. И жалко было жителей близлежащих домов.
Одетые лишь в брюки и легкие рубашки украинские рокеры на холод не жаловались, да и не испытывали его, судя по их поведению на сцене. Теплее стало, наверняка, и зрителям, прежде стоявшим за ограждениями, а с появлением «ВВ» перелезшим через них и столпившимся у сцены. (Позже лидер группы Олег Скрипка поблагодарил организаторов концерта и стражей порядка, подпустивших публику вплотную к музыкантам: так, по его словам, гораздо легче работать со зрителями и чувствовать с ними контакт.)
Под мощную драйвовую музыку «Воплей Видоплясова» подвыпившая публика устраивала слэм. Не уступал ей и Скрипка, который, свистя, играя на баяне и гитаре, извиваясь и прыгая на сцене, на одном дыхании отыграл более чем часовую программу. Начав с прошлогодней «Чио Чио Сан», группа исполнила и классические свои хиты, среди которых: «Юра», цоевский кавер «Пачка цигарок», «Iхали козаки», «Горіла сосна» и, разумеется, «Весна» и «Танці». Публика, которой украинцы пришлись явно по душе, не хотела отпускать их со сцены и скандировала: «Еще! Еще!» Дабы не расстраивать ее, Скрипка и Ко напоследок сыграли «медляк на расходняк» – «Країна мрій».
Закончилась свистопляска в центре Сосногорска в 00.45. (Спустя 15 минут Олег Скрипка на встрече с журналистами признался, что прежде ему не доводилось проводить пресс-конференции в столь позднее время.) Толпа, среди которой было немало несовершеннолетних, явно игнорировавших «комендантский час», разошлась. Кто-то по домам, кто-то – допивать пиво, в «столице зырянского рока», в отличие от столицы республики, пока еще на массовых мероприятиях не запрещенное. И город наконец-то смог спокойно уснуть. Наверняка, вздохнув облегченно, провалились в сон и бабушки, которые, как отметил один из представителей техперсонала, во время фестиваля «вешаются». По мнению того же парня, куда логичней (да и гуманней) поэтому было бы проводить его за чертой города.
Николай ВОКУЕВ
добавить комментарий |
|