Общество |
Владыка Питирим поддержал слоган, который могут признать экстремистским
Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим высказался в защиту футболки с надписью «Православие или смерть!», которая может попасть в список экстремистских материалов. С представлением о признании ее таковым на прошлой неделе в Люблинский районный суд обратилась Люблинская межрайонная прокуратура Москвы.
Дизайн спорной футболки, на которой помимо надписи изображены православная символика и черепа с кинжалами, создал художник Игорь Мирошниченко, являющийся также членом ультраконсервативной организации «Союз православных хоругвеносцев» (СПХ). Организация эта в свое время прославилась участием в разгоне несанкционированного гей-парада в центре Москвы и акциями сожжения «оккультно-магической» книги о Гарри Поттере и произведений Владимира Сорокина, Владимира Соловьева (телеведущего - МС) и Эдварда Радзинского. «Православие или смерть!» как раз является одним из излюбленных лозунгов СПХ.
Что касается самой футболки, стоит отметить, что в ней были замечены и некоторые знаменитости. К примеру, лидер группы «Алиса» Константин Кинчев, известный своими монархистскими взглядами. Среди ее обладателей – даже экс-вокалист Deep Purple Иэн Гиллан, которому эту футболку недавно подарил координатор еще одной фундаменталистской организации - «Союза православных братств РПЦ» - Юрий Агещев. На «стене» его странички в социальной сети «В Контакте» и оставил свое сообщение епископ Питирим, в котором выразил надежду, что «все разрешится здраво» в возникшей вокруг футболки истории. По его мнению, «надпись сия отнюдь не «экстремистская».
- Без Св. Православия, нам и правда - смерть! – цитирует послание Питирима интернет-ресурс «Русские новости». - Более того, считаю, что Русская Православная Символика, должна быть везде. Это куда полезнее ныне, в России, нежели, чем пропаганда всего заморского и низменного, охватившая и «всех и вся»! (Пунктуация и орфография сохранены прежними - МС).
Между тем далеко не все православные одобряют подобного рода слоганы. Среди тех, кто выступает против лозунга «Православие или смерть!», - не кто иной, как Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его призыв остерегаться использующих его проповедников был опубликован на сайте Московской Патриархии еще в марте прошлого года.
- Никогда Господь не говорил: «Мое учение или смерть». Ни один апостол не говорил: «Православие или смерть». Потому что Православие – это жизнь вечная, это радость во Святом Духе, это радость жизни; смерть же – это тлен, это результат грехопадения и дьявольского действа, - говорится в той проповеди. - И сейчас у нас появляются, время от времени, лжеучители, которые соблазняют народ призывами спасать Православие, спасать его чистоту, которые повторяют этот опасный, греховный и внутренне противоречивый лозунг «Православие или смерть». В глазах этих людей вы не найдете любви, там горят дьявольский огонь гордыни, стремление к власти, к разрушению церковного единства. А внешне все может рядиться в добрые одежды, прикрываться благочестивым обликом, пользоваться почитанием определенного круга людей.
Получить по этому поводу комментарии самого Питирима МС не удалось – владыка оказался недоступен.
комментарий специалиста
Юрий Шабаев, заведующий сектором этнографии Института ЯЛИ, доктор исторических наук, профессор:
- В последнее время обвинения в экстремизме слышны довольно часто. К примеру, сбор подписей под обращением запретить строительство мечети в Сыктывкаре некоторые местные «правозащитники» трактуют как «экстремизм». При этом одновременно с сыктывкарцами протестуют против строительства мечети жители Нью-Йорка, где рядом с разрушенными башнями Международного торгового центра мусульманские деятели хотели бы возвести свой храм; в английских городках тоже устраивают манифестации с призывом к властям не допустить возведения на их территории мечетей (а в Швейцарии вообще запрещают строить минареты). И все расценивают эти акции как проявление законного права людей на выражение своих мнений и позиций. При этом очевидно, что власти должны принимать во внимание мнения людей, но руководствоваться законом. А закон на стороне тех, кто хотел бы возвести в Сыктывкаре мечеть, ибо свобода совести и свобода вероисповедания гарантированы Конституцией РФ.
Что касается экстремизма, то очень часто наклеивание ярлыка «экстремиста» на своих оппонентов используется недобросовестными политиками или этническими антрепренерами. Закон, однако, классифицирует как экстремизм лишь те действия (включая публикации и высказывания), смысловая направленность которых заключается в неправовом вытеснении той и или иной группы (расовой, религиозной, этнической, социальной) из общественной среды. Проще говоря, когда кто-либо начинает призывать единоверцев или соплеменников изгонять с данной территории или даже убивать представителей другой религии или другой расы, национальности только потому, что они «другие», заявляя, что мы здесь «лучшие», «главные», «коренные», а все прочие нам культурно чужды, это и есть классический образец экстремизма. Должен сказать, что критерий противопоставления одной социальной или культурной группы другой группе есть самый надежный критерий для определения экстремистских намерений. Но здесь нельзя путать экстремизм и культурный расизм, который ныне процветает, в том числе и в России, и в Коми. Культурный расизм - это противопоставление культур, заявления об уникальности культурного опыта одного народа и несовместимости его культурных традиций с традициями других народов. Культурный расизм - это построение иерархий культур и народов, например, «культура белых» выше, чем «культура цветных». Точно таким же образом, кстати, нужно расценивать противопоставление «коренных народов» и «некоренных».
Радикальные и эпатажные надписи и изображения на майках, в том числе и та, о которой идет речь, более как эпатаж расценить нельзя. Хотя каждый вправе иметь свое мнение, но это будет лишь мнение. Николай ВОКУЕВ
добавить комментарий |
|