Общество |
У стариков отбирают квадратные метры собственные дети Жертвами злополучного «квартирного вопроса» в российских семьях нередко становятся близкие родственники. Особо циничные граждане без зазрения совести улучшают свои жилищные условия за счет стариков - ветеранов Великой Отечественной войны.
С 2008 года в закон «О ветеранах» были внесены изменения, согласно которым из федерального бюджета стали выделяться средства для улучшения жилищных условий проживающих в ветхих или аварийных домах. Деньги эти целевые и предназначены исключительно для предоставления единовременной выплаты на приобретение или строительство жилья. Мера соцподдержки распространяется на участников и инвалидов Великой Отечественной войны, жителей блокадного Ленинграда, вдов ветеранов ВОВ и лиц, участвовавших в строительстве оборонительных сооружений близ линии фронта, но не числившихся в рядах Красной армии.
Исходя из установленной в Коми расчетной стоимости жилплощади для одного человека (31 тыс. 900 руб. за один квадратный метр) размер выплаты составляет 1 млн. 121 тыс. 400 руб. В Сыктывкаре, судя по нынешней ситуации на жилищном рынке, этих денег не хватит даже на однокомнатную квартиру. Однако в районах можно приобрести вполне приличную трешку со всеми бытовыми удобствами.
За три года сертификаты на приобретение жилья успели получить 645 ветеранов. Парадокс, но на сегодня новоселье справили только 193 человека, а 423 ветерана, то есть две трети от общего числа нуждавшихся, продолжают жить по прежнему адресу.
Нередко старики потакают интересам близких родственников и передают новые квартиры в дар детям, внукам или даже правнукам. По данным на апрель, дарственные на новые квартиры уже успели подписать более 170 человек. Не исключено, что старики ставят подписи в документах под давлением близких родственников.
Хотя нередки случаи, когда дети пользуются правовой безграмотностью своих родителей и по доверенности собирают необходимый пакет документов для приобретения и оформления квартиры в собственность. Так поступила в прошлом году дочь вдовы ветерана ВОВ. Женщина, заполучив доверенность от матери, в короткие сроки приобрела квартиру в Сыктывкаре и, как говорится, не «отходя от кассы» оформила свидетельство на право собственности на своего сына, то есть внука вдовы ветерана войны. Парень переехал в новую квартиру, а его престарелая бабушка осталась жить в своем покосившемся доме. Там она доживает свой век, ежедневно выполняя физически трудную, но привычную работу: носит воду из колодца, колет дрова, топит печь.
В практике сотрудников социальных служб за три года накопилось немало примеров поступков, которые не вписываются в рамки общечеловеческих ценностей. Так, в Сысольском районе старушка, проживавшая в аварийном доме, получила койко-место в муниципальном общежитии. Дочь, давно переехавшая в Сыктывкар, по доверенности, подписанной матерью, дождалась заветного сертификата. Но в ее планы не входило делить крышу над головой с пожилой женщиной. Она сначала наотрез отказывалась забирать мать из муниципального общежития, а когда представители местных властей сказали, что старушку необходимо перевезти с казенной койки в купленную квартиру, попыталась пристроить ее в интернат для пожилых людей. Тогда соцработники вынуждены были пойти на хитрость. Они пригрозили предприимчивой дочке, что ей придется вернуть сумму выплаты, если она не поселит родительницу в купленной для той квартире. Из элементарной жадности женщина пошла на уступки. Однако ее несчастная мать, прожив на новом месте совсем недолго, умерла.
С недавних пор в неофициальный лексикон соцработников вошло такое понятие, как «экспорт ветеранов». Пожилых людей экспортируют из одной семьи в другую, чтобы каждый человек, имеющий хоть какие-то родственные связи с ветераном, мог воспользоваться мерой соцподдержки. И чаще новоселье справляют не пожилые люди, а их родные. Самое печальное, что федеральное законодательство допускает подобные варианты. Де-юре ветераны могут дарить, а родственники получать в дар жилую собственность. И если от стариков не поступает по этому поводу никаких жалоб, то формально все в полном порядке. Никто не станет вмешиваться в семейные дела.
Не удивительно, что старики стали идеальным инструментом для решения «квартирного вопроса». А с учетом роста цен на квартиры можно смело предположить, что в перспективе спрос на ветеранов войны будет только возрастать.
Алиса КОЗЛОВА
добавить комментарий |
|