| 
| Культура  |  Дирижер Андрей Великанов:   "Мне интересно то, что талантливо"  
 
|  Фото Николая АНТОНОВСКОГО
 |  Дирижер Андрей Великанов уже во второй раз принимал участие в фестивале оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс». Явление редкое. Обычно организаторы фестиваля стараются дважды одного и того же участника не приглашать. Год назад он дирижировал оперой «Cosi fan tutte». Вместе с ним приезжали и артисты - студенты Санкт-Петербургской консерватории. На 22-й фестиваль Андрей Великанов прибыл дирижировать оперой «Богема». О том, что он увидел в Сыктывкаре, преподаватель Санкт-Петербургской консерватории и дирижер Михайловского театра рассказал в интервью МС. - Вам удалось посмотреть какие-то постановки в Сыктывкаре? - Я был на премьере «Черного домино». Мне очень понравилась работа этого молодого режиссера (Филиппа Разенкова - МС). Но сам спектакль с точки зрения необходимости и нужности данной темы я бы оспорил. Он сделан за счет режиссерской работы весело, задорно, интересно и с большой выдумкой. Этот проект имеет место быть и пользуется успехом у публики. Я до премьеры думал о том, насколько тематика этого времени будет интересна зрителям. Опера полна условностей своего времени.Чтобы ее смотреть, нужно делать массу допусков. Но на премьере я увидел весьма позитивную реакцию публики. - Можно ли сказать, что классика востребована? - Мне кажется, что она всегда была востребована. Лично мне в силу моего опыта нравится то, что талантливо, и не важно, в какой форме это будет проявляться.  - Какая работа вам показалась сложнее или интереснее - «Богема» или «Cosi fan tutte», которой вы дирижировали год назад? - Сложно сказать, потому что изначально эти оперы ставят абсолютно разные задачи - это два разных подхода. В чем-то, мне кажется, Моцарт сегодня более актуален и современен. Пуччини захватывает своей мелодической стихией. Так что это совершенно разные вещи. - Вы сами выбираете, чем дирижировать? - «Cosi fan tutte» мы выбирали вместе с Валентиной Судаковой (директор Государственного театра оперы и балета Коми - МС). Это был проект Петербурга, были привезены оттуда солисты. До этого же я приезжал и отдельно работал с оркестром. Вся кухня мне была знакома. Сейчас я приехал просто как дирижер. Некоторые артисты местные, некоторые приглашенные, оркестр ваш. - «Cosi fan tutte» ведь была вам хорошо знакома? - Это мой спектакль, его я веду в Петербурге. Постоянно работаю со студентами, которые играют в этом спектакле. «Богемой» я дирижировал только однажды несколько лет назад. Эта опера появилась в репертуаре нашего театра еще до меня. Сейчас мы немного доработали его, открыли речитативы, новые музыкальные номера, приблизили к оригиналу. - Часто приходится дорабатывать постановки? - Нет. Такая идея у меня возникла после того, как мы выступили на фестивале «Сыктывкарса тулыс». Я подумал, что опера Моцарта заслуживает того, чтобы быть представленной в полной естественной авторской версии. И то нам приходится делать некоторые купюры. «Богема», которой я сейчас дирижирую, исполняется в полной авторской версии. Ее в принципе нельзя поставить в другом ракурсе, максимум отличаются костюмы, интонации.  - В театре есть небольшая проблема с укомплектованностью оркестра. Часто ли вам встречаются такие же ситуации в других театрах? - Нет, в тех театрах, где я выступал, такого не было, оркестр всегда был полным. Мне сложно судить о причинах, но, безусловно, это создает определенные трудности. На время фестиваля вливаются новые люди, которые должны очень быстро войти в постановку - это, да, создает сложности. Сейчас здесь в оркестр приглашены новые музыканты, он укомплектован полностью. - Как строится ваша работа с оркестром? - В процессе работы я делаю какие-то замечания, слушаю, что они мне предлагают. - Как предлагают? - Мы же не на партсобрании, когда кто-то может встать и внести предложение. Это творческий процесс, это общение на партнерских началах. Бывают моменты, когда коллектив играет, и я начинаю слышать, что какие-то нюансы, мелочи звучат несколько иначе, чем я предполагал. Я отмечаю для себя, что меня это устраивает, и я просто ничего не меняю.  - Сложно участвовать в фестивалях, когда за пару недель, а то и дней приходится срабатываться с новыми людьми? И насколько оправданы такие эксперименты? - Это постоянная нормальная практика. Люди на фестивали съезжаются на определенные названия. Подразумевается, что они будут в материале. За небольшое количество репетиций можно сделать хороший спектакль. - На ваш сторонний взгляд, есть ли у нашего театра какие-то особенности, по которым можно сразу сказать: это театр из Коми? - Нет, я думаю, что такие характерные особенности мало кто имеет. Это должен быть очень индивидуальный и очень яркий почерк театра и коллектива, чтобы это сказалось вне зависимости оттого, будет это театр в Казани, Петербурге или Сыктывкаре. Это можно сказать, пожалуй, об оркестре Мариинского театра в силу их очень высокого качества и опыта. - Вы часто ездите по таким фестивалям? - Не часто. У меня большую часть времени занимает преподавание на кафедре оперной подготовки в Санкт-Петербургской консерватории. Это ежедневная работа, у нас около 180 студентов. Даже если я не преподаю сам в какой-то день, что случается редко, я все равно время провожу на кафедре, работаю со студентами по очередному спектаклю. - «Сыктывкарса тулыс», получается, для вас некое исключение? - Приглашают. (Смеется - МС). И еще приеду, если пригласят. В такой работе много неожиданностей, она крайне увлекательна.     Беседовала Александра САВЕНЯ 
 
| добавить комментарий  |  |