Культура |
Дирижер Андрей Великанов: "Мне интересно то, что талантливо"
Фото Николая АНТОНОВСКОГО |
Дирижер Андрей Великанов уже во второй раз принимал участие в фестивале оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс». Явление редкое. Обычно организаторы фестиваля стараются дважды одного и того же участника не приглашать. Год назад он дирижировал оперой «Cosi fan tutte». Вместе с ним приезжали и артисты - студенты Санкт-Петербургской консерватории. На 22-й фестиваль Андрей Великанов прибыл дирижировать оперой «Богема». О том, что он увидел в Сыктывкаре, преподаватель Санкт-Петербургской консерватории и дирижер Михайловского театра рассказал в интервью МС.
- Вам удалось посмотреть какие-то постановки в Сыктывкаре?
- Я был на премьере «Черного домино». Мне очень понравилась работа этого молодого режиссера (Филиппа Разенкова - МС). Но сам спектакль с точки зрения необходимости и нужности данной темы я бы оспорил. Он сделан за счет режиссерской работы весело, задорно, интересно и с большой выдумкой. Этот проект имеет место быть и пользуется успехом у публики. Я до премьеры думал о том, насколько тематика этого времени будет интересна зрителям. Опера полна условностей своего времени.Чтобы ее смотреть, нужно делать массу допусков. Но на премьере я увидел весьма позитивную реакцию публики.
- Можно ли сказать, что классика востребована?
- Мне кажется, что она всегда была востребована. Лично мне в силу моего опыта нравится то, что талантливо, и не важно, в какой форме это будет проявляться.
- Какая работа вам показалась сложнее или интереснее - «Богема» или «Cosi fan tutte», которой вы дирижировали год назад?
- Сложно сказать, потому что изначально эти оперы ставят абсолютно разные задачи - это два разных подхода. В чем-то, мне кажется, Моцарт сегодня более актуален и современен. Пуччини захватывает своей мелодической стихией. Так что это совершенно разные вещи.
- Вы сами выбираете, чем дирижировать?
- «Cosi fan tutte» мы выбирали вместе с Валентиной Судаковой (директор Государственного театра оперы и балета Коми - МС). Это был проект Петербурга, были привезены оттуда солисты. До этого же я приезжал и отдельно работал с оркестром. Вся кухня мне была знакома. Сейчас я приехал просто как дирижер. Некоторые артисты местные, некоторые приглашенные, оркестр ваш.
- «Cosi fan tutte» ведь была вам хорошо знакома?
- Это мой спектакль, его я веду в Петербурге. Постоянно работаю со студентами, которые играют в этом спектакле. «Богемой» я дирижировал только однажды несколько лет назад. Эта опера появилась в репертуаре нашего театра еще до меня. Сейчас мы немного доработали его, открыли речитативы, новые музыкальные номера, приблизили к оригиналу.
- Часто приходится дорабатывать постановки?
- Нет. Такая идея у меня возникла после того, как мы выступили на фестивале «Сыктывкарса тулыс». Я подумал, что опера Моцарта заслуживает того, чтобы быть представленной в полной естественной авторской версии. И то нам приходится делать некоторые купюры. «Богема», которой я сейчас дирижирую, исполняется в полной авторской версии. Ее в принципе нельзя поставить в другом ракурсе, максимум отличаются костюмы, интонации.
- В театре есть небольшая проблема с укомплектованностью оркестра. Часто ли вам встречаются такие же ситуации в других театрах?
- Нет, в тех театрах, где я выступал, такого не было, оркестр всегда был полным. Мне сложно судить о причинах, но, безусловно, это создает определенные трудности. На время фестиваля вливаются новые люди, которые должны очень быстро войти в постановку - это, да, создает сложности. Сейчас здесь в оркестр приглашены новые музыканты, он укомплектован полностью.
- Как строится ваша работа с оркестром?
- В процессе работы я делаю какие-то замечания, слушаю, что они мне предлагают.
- Как предлагают?
- Мы же не на партсобрании, когда кто-то может встать и внести предложение. Это творческий процесс, это общение на партнерских началах. Бывают моменты, когда коллектив играет, и я начинаю слышать, что какие-то нюансы, мелочи звучат несколько иначе, чем я предполагал. Я отмечаю для себя, что меня это устраивает, и я просто ничего не меняю.
- Сложно участвовать в фестивалях, когда за пару недель, а то и дней приходится срабатываться с новыми людьми? И насколько оправданы такие эксперименты?
- Это постоянная нормальная практика. Люди на фестивали съезжаются на определенные названия. Подразумевается, что они будут в материале. За небольшое количество репетиций можно сделать хороший спектакль.
- На ваш сторонний взгляд, есть ли у нашего театра какие-то особенности, по которым можно сразу сказать: это театр из Коми?
- Нет, я думаю, что такие характерные особенности мало кто имеет. Это должен быть очень индивидуальный и очень яркий почерк театра и коллектива, чтобы это сказалось вне зависимости оттого, будет это театр в Казани, Петербурге или Сыктывкаре. Это можно сказать, пожалуй, об оркестре Мариинского театра в силу их очень высокого качества и опыта.
- Вы часто ездите по таким фестивалям?
- Не часто. У меня большую часть времени занимает преподавание на кафедре оперной подготовки в Санкт-Петербургской консерватории. Это ежедневная работа, у нас около 180 студентов. Даже если я не преподаю сам в какой-то день, что случается редко, я все равно время провожу на кафедре, работаю со студентами по очередному спектаклю.
- «Сыктывкарса тулыс», получается, для вас некое исключение?
- Приглашают. (Смеется - МС). И еще приеду, если пригласят. В такой работе много неожиданностей, она крайне увлекательна.
Беседовала Александра САВЕНЯ
добавить комментарий |
|