Интервью |
Дипломат Павел Копченков: "Африканцы - ультрапатриоты!"
Фото vk.com |
Уроженец Инты дипломат Павел Копченков, около пяти лет работающий в разных африканских странах, этим летом приехал в Коми, чтобы навестить родных и друзей. Его родители - известные в приполярном городе врачи, а тетя Эльвира Нечаева была министром здравоохранения республики. В беседе с корреспондентом МС он рассказал, с какими мыслями уезжал на «черный» континент, что больше всего удивило его в менталитете местных жителей и как, по его мнению, изменился Сыктывкар за последние годы.
- Как ты попал на дипломатическую работу в Африку?
- Около пяти лет назад я окончил факультет международных отношений Санкт-Петербургского университета, и меня направили работать в Бенин. Потом были Того, Гана, Нигерия, и вот сейчас Габон.
- С какими мыслями уезжал?
- Страшно не было. Я привык много мотаться. Хотя когда туда летел, то еще не совсем осознавал, что меня ждет. Осознание сложностей пришло потом: быт, работа. Но это все преодолимо.
- Что больше всего удивило в местных жителях?
- Люди в бывших французских колониях, в меньшей степени в английских, зачастую в хорошем смысле слова открыты. Во всяком случае, они внешне доброжелательны: с незнакомцами всегда здороваются, любят болтать на ничего не значащие темы. Такая открытость мне импонируют. После этого мне непривычно в других странах, особенно в России. Здесь, в глубинке, когда приходишь в магазин или в какую-нибудь контору, то наталкиваешься на неприветливое отношение. Это наследие ненавязчивого советского сервиса. А еще многие российские дипломаты отмечают, что в России свою страну принято не любить, ругать. Мы - почему-то ужасно самокритичная страна. А в Африке такого не встретишь: там почти все ультрапатриоты. Они сравнительно недавно обрели независимость и очень сильно этим гордятся.
- Обычно в американских боевиках африканцев изображают эдакими бандитами: люди с автоматами, торгующие оружием...
- Все зависит от страны, это же огромный континент. Где-то действительно так и есть. А где-то - почти что Европа. Сейчас я работаю в Габоне, это очень богатая страна, а ВВП на душу населения почти такой же, как в России. Центр столицы Либревиль выглядит очень прилично, не хуже любого областного центра в России: тоже супермаркеты, боулинги.
- А что африканцы знают о России?
- Путина почти все знают. Хотя представление о современной России там очень туманное. Люди помнят Советский Союз. Наше посольство до сих пор называют посольством СССР, ведь образ тогда был создан впечатляющий. А сейчас к России позитивное отношение. Но бывает и наоборот. Например, под влиянием западных информагентств, а также собственных ругателей нашей страны постепенно внедряется в сознание африканцев идея о жутком расизме и ксенофобии, царящих в России. Я их уверяю, что темнокожему в центре Москвы ночью безопаснее ходить, чем мне в столице Нигерии. Но мы боремся с этим: проводим работу с местными СМИ, организуем культурные мероприятия.
- Ты приезжаешь в Коми раз в год. У тебя есть возможность увидеть изменения. Что больше всего бросается в глаза?
- Очень многое изменилось, и эти перемены приятные. Как выглядели города пять лет назад и как выглядят сейчас - большая разница. Много нового построили. Машины... Такое ощущение, что каждый житель купил себе авто. Неприятно, конечно, что цены выросли. Но в целом перемены к лучшему.
Беседовал Максим ПОЛЯКОВ
добавить комментарий |
|