Общество |
Театрам пропишут нормативы
Фото Юрия КАБАНЦЕВА |
Руководство республики утвердило Концепцию долгосрочного развития театрального дела в Коми до 2020 года. Документ, разработанный в стенах Министерства культуры РК, предполагает, помимо прочего, принятие нормативов, регламентирующих деятельность театров и ее финансирование, а также строительство новых зданий.
Разработка нормативов, или стандартов театральной деятельности, намеченная уже на этот год, - один из важнейших разделов концепции. Речь идет о регламентации: количествеежегодных премьерных постановок, объемов гастрольной деятельности и т.д. Сейчас такие нормативы законодательно нигде не прописаны. А потому, как утверждают в Минкульте, театры сами определяют, куда и когда ехать, что ставить, а что не ставить. Это часто приводит к тому, что им самим приходится решать и финансовые проблемы, далеко не всегда находя должную поддержку у своего учредителя – государства. Принятие нормативов позволит регулировать и эти вопросы.
Не менее важный пункт – реконструкция старых зданий и строительство новых. В плане мероприятий по реализации концепции уже намечена (на 2014 год) разработка эскизов по устройству отдельной входной группы в Национальный музыкально-драматический театр. Он, как известно, делит здание с региональной федерацией профсоюзов. За театром закреплен лишь зал, и вокруг использования совместного имущества (большого фойе) часто возникают споры.
Как перспективное направление в концепции отмечено строительство нового здания Театра оперы и балета РК. Речь идет именно о строительстве, а не реконструкции.
- Реконструкция существующего здания театра и техническое его перевооружение по затратам сродни новому строительству. К тому же она не позволит добиться такого же эффекта, как, например, при строительстве нового здания для Театра драмы им.В. Савина, - отметил в беседе с МС замминистра культуры региона Алексей Просужих.
Также планируется построить Театр юного зрителя. Но это, как и в случае с Театром оперы и балета, – не в краткосрочной перспективе. Вопрос, как всегда, упирается в деньги. Возведение обоих объектов потребует немалых финансовых вложений. По словам Алексея Просужих, только на разработку проектно-сметной документации на строительство Театра оперы и балета может уйти 35-40 млн. руб. Поэтому Минкульт рассматривает возможность включения этих объектов в федеральную целевую программу «Культура России» для участия в софинансировании.
Среди задач, поставленных авторами концепции, - расширение театрального предложения, доступности театра для разных групп населения и, соответственно, увеличение зрительской аудитории. Строительство ТЮЗа – одно из решений. Другое – разнообразие репертуара. И хотя концепция направлена на сохранение традиций репертуарного театра и самобытности театрального искусства республики, она предполагает также и поддержку «альтернативных и инновационных форм театральной деятельности».
- Сегодня театр вынужден быть очень гибким в своей репертуарной политике, максимально мобильным. Не так просто привлечь внимание зрителей академическими постановками русской и зарубежной классики. Нужны эксперимент, слияние жанров, обмен опытом, поиск новых театральных форм. Но это не означает поощрения вседозволенности и дешевой популярности. Основой для развития должна стать проверенная десятилетиями модель отечественного репертуарного театра, - отмечает начальник отдела искусств министерства Дмитрий Степанов.
Понятно, что государственным театрам удариться в эксперименты вряд ли удастся: они получают финансирование от государства, а потому несут перед ним определенные обязательства. К тому же в их случае нарушение канонов часто принимается в штыки, и на каждую опороченную Офелию, как показывает недавняя история, может найтись свой правозащитник Щиголев. Однако никто не противопоказывал эксперименты негосударственным объединениям: студенческим, народным и любительским театрам. Помощь в их развитии – еще один пункт концепции, впрочем, пока лишь ограничивающийся намерением собрать информацию о таких коллективах, большей частью неизвестных широкой публике.
Другая возможность познакомить жителей республики с современным театром – это гастроли. Однако привезти сюда спектакль из другого региона стоит больших денег, и даже самые лучшие гастрольные проекты редко когда окупаются. Еще одна проблема – несогласованность гастрольных планов между регионами, когда, к примеру, труппа не может выехать в Вологду, поскольку там занята площадка, и наоборот. Вариант выхода из этой ситуации прописан в федеральной концепции развития театрального дела, принятой в прошлом году. Это координация межрегиональных гастролей на уровне Минкультуры России.
Республиканская концепция также предполагает поддержку и развитие в Коми драматургии и театральной критики, подготовку других профессионалов в области театра. Региональные учебные заведения эту задачу не решат, поэтому речь идет о сотрудничестве с российскими вузами. Но тут встает проблема низкого общественного статуса профессии театрального деятеля. Тем более на уровне региона: далеко не каждый, окончив федеральный вуз, согласится устроиться на работу в какой-либо из республиканских театров.
Проблему статуса, связанную с низкими зарплатами работников театра, концепция сама по себе не решит. Как, впрочем, и большинство других изложенных в ней проблем. По словам разработчиков концепции (над ней трудилась рабочая группа, включавшая директоров и худруков всех государственных театров Коми), их задачей было заявить об этих проблемах и определить действия для их решения в документе, утвержденном главой региона. Как отмечает Дмитрий Степанов, концепция развития театра – один из немногих документов в сфере культуры, утвержденных на уровне руководства республики.
Николай ВОКУЕВ
добавить комментарий |
|