Интервью |
Глава национальной автономии цыган Михаил Бауров: "Понятие "цыганский барон" - это миф"
Фото Юрия КАБАНЦЕВА |
МС продолжает цикл интервью с известными общественниками республики. На этот раз собеседником стал председатель республиканской национально-культурной автономии цыган и президент Федерации бокса РК Михаил Бауров. За чашкой чая он рассказал о своих впечатлениях от Олимпиады и о положении дел в автономии, взвесил шансы боксеров из республики на предстоящем чемпионате России, а также объяснил, почему его не нужно называть цыганским бароном. Заодно Михаил Бауров, проживающий в поселке Максаковка под Сыктывкаром, поделился сведениями о том, ходит ли он в гости к своему статусному соседу - члену Совета Федерации и экс-главе РК Владимиру Торлопову.
- Поскольку вы президент республиканской федерации бокса, естественно, сразу вопрос: как вам итоги боксерского олимпийского турнира?
- Конечно, наши боксеры выступили неважно. Мы рассчитывали, что в категории до 52 килограммов олимпийским чемпионом станет Миша Алоян, но не получилось. Он проиграл в полуфинале монголу и получил бронзовую медаль. Чемпионом Олимпиады стал Егор Мехонцев в весе до 81 килограмма. Он хороший парень, я давно его знаю, еще по молодежным турнирам. Остальные были, может быть, хорошо готовы физически, но психологически - не совсем. Бокс - непредсказуемый вид спорта. Но приятно, что взяли хотя бы одно «золото».
- Сейчас главная забота - проведение в ноябре в Сыктывкаре чемпионата России?
- Да, впервые в истории он пройдет в нашей республике. В декабре я был в Самаре на турнире на призы чемпиона мира Василия Шишова. Ко мне подошли сотрудники российской федерации бокса и спросили: «Что скажете, если мы отдадим чемпионат вам?» На право его проведения претендовало несколько городов. Я ответил, что пока ничего сказать не могу, нужно обсудить этот вопрос с руководством республики, которое потом подготовило бы гарантийное письмо. Я поговорил с Валерием Веселовым (известный сыктывкарский бизнесмен - МС), он любит спорт и много нам помогает. Затем с предложением о проведении чемпионата мы вышли на главу республики. Вячеслав Гайзер эту идею одобрил. Гарантийное письмо было отправлено. В Сыктывкар уже приезжала комиссия из федерации, был председатель коллегии судей Анатолий Черкасов.
- А почему местом проведения был выбран ледовый спорткомплекс «Северная Олимпия»? Есть же СКЦ в Лесозаводском районе, там проходил в свое время чемпионат Европы по пауэрлифтингу. Есть, в конце концов, комплекс «Ренова».
- Первоначально мы планировали провести чемпионат именно в «Ренове», но этот зал оказался непригодным. Для проведения такого турнира есть свои условия. В «Ренове» недостаточно места для подготовки спортсменов к боям и раздевалок. Поэтому мы решили посмотреть ледовую арену, и она подошла.
- Как собираетесь решать проблему со льдом?
- Температура льдабудет -2 градуса. Он будет закрыт фанерным настилом, на него уложат покрытие из «нетканки». Зал будет полностью подготовлен. В Сыктывкар приедет примерно 700 человек. 300 боксеров будут проживать в гостинице лыжного комплекса имени Раисы Сметаниной, остальных разместят в гостинице «Сыктывкар» и отеле «Авалон».
Во время чемпионата пройдут отчетно-выборная конференция и заседание президиума федерации. Для подготовки к такому ответственному мероприятию создано два оргкомитета - рабочий, который возглавляет Николай Гордеев (руководитель Агентства РК по физкультуре и спорту - МС) и правительственный, его председателем является замглавы республики Виталий Стаханов. 17 августа уже прошло первое большое заседание у Стаханова. То есть подготовка идет полным ходом и по плану. Пока никаких казусов не случалось.
- Каковы шансы боксеров из республики? Кто-то из них может стать призером?
- Сейчас наша сборная, 14 человек, которые будут боксировать на чемпионате, уехала на сборы в Геленджик. Бокс - такой вид спорта, шансы имеются у всех. У нас есть Владимир Никитин, победитель первенства России среди юниоров. Есть Никита Елфимов, он кандидат в молодежную сборную страны, ездит постоянно с ней на сборы. Вот примерно на двух - трех человек мы и возлагаем надежды.
- А реально кому-то из наших попасть на следующую Олимпиаду? У нас же однажды был олимпиец - Эдуард Захаров из Ухты.
- Ну а какой солдат не мечтает стать генералом. Ко всему нужно готовиться.
- А что мешает? Какие основные проблемы с развитием бокса в республике вы бы выделили как президент федерации?
- Как и во многих других сферах, у спортсменов - недостаточное финансирование, хотя агентство по спорту действительно нам помогает. Мы выезжаем на сборы, ребята готовятся, ездят на соревнования. Надо постоянно работать, ездить, проверять себя в поединках с боксерами из других регионов. Если замыкаться только на чемпионатах Республики Коми, никакого результата не получится.
- Есть ли частные спонсоры?
- Есть, конечно, люди, которые понимают в боксе и нам помогают. Но, я бы сказал, слабо. Это небольшие средства. В основном люди тяжело расстаются с деньгами.
- Как бы вы оценили уровень наших тренеров? Их квалификация достаточна для того, чтобы воспитывать чемпионов России?
- Я могу сказать, что хорошие тренеры у нас действительно есть. В Сыктывкаре это Михаил Мартынов, Андрей Летов, в Воркуте - Александр Патраханов и Юрий Долгих, молодые и перспективные. Но, вообще-то, я бы не хотел торопиться с оценкой. Нужно посмотреть, как пройдет чемпионат России. Тот уровень, который сегодня у нас есть, уровень тренерский и уровень подготовки ребят, он вполне актуален. Что будет потом, не знаю. Если бы хорошее финансирование началось раньше, у нас сейчас было бы больше хороших боксеров.
- Какой город республики «круче»? Где сильнее боксеры? Одни считают, что это Сыктывкар, другие - что Ухта.
- На мой взгляд, сегодня - Сыктывкар. Раньше была Ухта. Я помню, еще когда сам боксировал, всегда была Ухта. Вот вы упомянули Эдуарда Захарова. Его воспитывал тренер Леонид Мартынюк. Очень хороший тренер, сейчас он работает в Ухтинском университете. Но тренер может показать стойку, показать, как бить, а у боксера самого должны быть необходимые данные. Такие боксеры, как Захаров, рождаются, может, раз в пять или десять лет. Сейчас в Ухте появился еще один неплохой парень по старшим юношам - у тренера Виктора Заславцева. Это Аркадий Племениченко, второй призер первенства Европы. Дай бог, чтобы этот парень прогрессировал и дальше.
- Можете назвать несколько наиболее запомнившихся боев, которые вы сами провели?
- Еще в молодежном разряде я участвовал в первенстве Центрального совета общества «Динамо». Был там вторым, проиграл парню из Новосибирска. Мне вручил кубок Валериан Соколов, олимпийский чемпион. Я в полуфинале выиграл у его ученика, парня из Чувашии.
Запомнился бой в 1974 году на чемпионате республики, тогда еще Коми АССР, в Ухте. Я боксировал с очень сильным боксером - воркутинцем Серегой Муратиди. Он сейчас в Америке живет. Тяжелый бой был. Я был уже ветераном, но выиграл. Ну и, пожалуй, матчевая встреча с командой Московской области. Мне попался очень накачанный парень, тоже младше меня. В боксе есть такой термин: «пробитый». Это когда боксер уже много ударов пропустил, «поплыл» и может упасть даже после не самого сильного удара. Во втором раунде я его нокаутировал.
- Вас самого в нокауты отправляли?
- Нет, если я проигрывал, то только по очкам.
- А в жизни, на улицах, боксерские навыки приходилось применять?
- (со смехом) Конечно! Довольно часто. Но это все было по молодости. Я сейчас и внука готовлю, чтобы он мог постоять за себя. Сегодня же время такое, сами знаете... В наше время все было гораздо лучше. Народ был совсем другой. И люди лучше друг к другу относились, как-то по-братски, что ли.
- С боксом разобрались, давайте перейдем к вашей работе в национальной цыганской автономии. Вас часто называют «цыганским бароном». Для соотечественников вы тоже «барон»?
- Понятия «цыганский барон» у нас нет, это такой миф. Есть просто старший и уважаемый по своим качествам человек. Раньше, когда цыгане кочевали, передвигались табором, он мог договориться о чем-то с председателем колхоза, председателем сельского совета. Он чем-то выделялся среди своих, и все прислушивались к нему. И по уставу нашей организации нет «барона», есть председатель совета старейшин.
- Сколько сейчас человек объединяет автономия?
- Порядка 500.
- В основном все они живут в Сыктывдинском районе, в селе Выльгорт?
- Да, так сложилось, что люди обосновались именно там.
- А вы живете в Максаковке.
- Я тоже жил в Выльгорте - с 1961 по 1980 год. Потом на какое-то время уехал из республики, а когда вернулся, решил обосноваться здесь, в Максаковке.
- В поселке рядом с вами живет бывший глава республики Владимир Торлопов. Общаетесь как-то по-соседски? Может, в гости друг к другу заходите?
- (со смехом) Такого нет. Но когда встречаемся на улице, то, конечно, здороваемся. К тому же он ведь сейчас в Совете Федерации, я его практически не вижу. Раньше видел чаще.
- В других городах республики есть цыганские диаспоры?
- Нет, она одна, только в Сыктывдине. Но наши соотечественники есть, например, и в Ухте.
- Какую помощь ваша организация оказывает тем, кто в нее входит?
- Мы помогаем решать даже самые бытовые проблемы. Сейчас, например, нужно переговорить с руководством Сыктывдинского района - помочь нашим жителям с обеспечением дровами на зиму, прочими вопросами. У пожилых людей возникают свои трудности. Но главная наша задача - это, конечно, не потерять то, что веками сохраняли наши предки. Наши обычаи, традиции.
- По вашим наблюдениям, какое сейчас в обществе отношение к цыганам?
- Я бывал на различных встречах и конференциях, и на них говорилось, что в других регионах отношение к нашей национальности бывает не совсем адекватное. Но в нашей республике, я бы сказал, к нам относятся благосклонно и вполне нормально. Кстати, в свое время нас и на работу плохо брали, были такие моменты. Сейчас вроде стали брать, в том числе в коммерческие структуры.
- На человеке же не написано, что он цыган.
- Ну обычно все-таки задают вопросы. Да, на человеке не написано, и графы «национальность» в паспорте нет, однако такие негативные моменты случаются. Есть предубеждение, что если цыган - значит вор, и прочее, и прочее, и пошло-поехало. Меня недавно спрашивали, как люди стали относиться к нам после выхода фильма «Цыган». Это очень поучительно. Одно дело - знать понаслышке, другое - узнать о нашей жизни хотя бы через фильм. Я думаю, после «Цыгана» отношение изменилось в лучшую сторону.
- Я помню, раньше на улицах Сыктывкара можно было часто встретить цыганок, которые подходили к прохожим и предлагали погадать. Сейчас их как-то не видно.
- Нет, почему? Такое встречается. Сама наша национальность - это люди вольные, которые жили табором, ездили по республике, заезжали недалеко в Архангельскую и Кировскую области. Понятно, что никто не работал. Другого заработка не было, и люди пытались обеспечить сами себя: просили милостыню, гадали. Это же передавалось из поколения в поколение, стало чем-то профессиональным. Это не совсем, может быть, кому-то приятно, но это тоже часть нашей жизни.
- А сейчас работать принято или нет?
- У нас нет такого понятия: принято или не принято. Сейчас так: есть захочешь - будешь работать.
- Не могу не затронуть такую тему: считалось, что цыгане в Выльгорте занимались продажей наркотиков.
- Я ждал этот вопрос. Да, это было. Но на сегодня такая проблема ушла. Я вам авторитетно заявляю, что уже год с лишним никто у нас этим не занимается, потому что любое противозаконное начинание в любом случае когда-то искореняется. Повторюсь, сегодня такого нет.
- У вашей диаспоры есть свой национальный праздник вроде татарского Сабантуя?
- Как такового национального праздника нет. Мы - христиане, православные. И православные праздники, такие, как Пасха или Рождество, - для нас это как «Отче наш».
- А есть какие-то контакты или совместные проекты с другими национальными автономиями? Или вы держитесь, скажем так, обособленно, в своем кругу?
- Мы общаемся со всеми. У нас есть самодеятельный ансамбль «Шатрица», который выступает на всех мероприятиях вместе с другими диаспорами. Культурное общение. А каких-то других проектов или финансовых взаимоотношений нет.
- Вы упомянули фильм «Цыган». Есть еще известное советское кино «Табор уходит в небо». Вам какой фильм больше нравится?
- «Цыган». Потому что в нем показаны события уже после указа 1956 года (указ Президиума Верховного Совета СССР о приобщении цыган к труду, которым вводился запрет на кочевой образ жизни, и цыгане стали расселяться принудительно - МС). Помните, там главный герой пошел работать в колхоз.
- У вас две общественные должности. Не возникало желания выдвигаться в совет Сыктывкара, Госсовет или, например, в Общественную палату?
- Такого у меня не было. Я как-то даже не задумывался над этим вопросом.
- В сентябре планируется проведение отчетной конференции автономии. Вы собираетесь претендовать на пост председателя?
- В этом году у нашей автономии небольшой юбилей - 15 лет. Она была создана в мае 1997 года. Много из того, что задумали, мы осуществили, благодаря в том числе и поддержке нашего Министерства по делам национальностей. Так получилось, что я ее неизменно возглавляю. Незаменимых людей нет, но я думаю, что останусь председателем.
Беседовал Александр КОННИН
добавить комментарий |
|