Право |
Суд еще раз разберется, кто поджег тюремный барак В минувшую пятницу коллегия Верховного суда РК отменила обвинительный приговор в отношении двух заключенных исправительной колонии №25 в сыктывкарском местечке Верхний Чов. Дело в отношении Алексея Валикова и Леонида Драта, которые обвинялись в поджоге здания общежития для осужденных в феврале прошлого года, возвращено в суд на новое рассмотрение.
Пожар в колонии строгого режима, где содержатся неоднократно судимые, произошел 11 февраля прошлого года. Огнем была значительно повреждена крыша здания. В ходе пожарно-технической экспертизы было установлено, что имел место поджог. Камера видеонаблюдения зафиксировала, как двое осужденных перелезли через забор локального общежития, в котором затем возник пожар.
Преступление быстро раскрыли. В поджоге были обвинены заключенные Алексей Валиков и Леонид Драт. Согласно обвинительному заключению 11 февраля около 4 часов утра Валиков забрался на крышу «барака» и бросил на кровлю бутылку с зажигательной смесью, а Драт в это время следил за окружающей обстановкой. По мнению следствия, поджог был совершен для того, чтобы руководство колонии ослабило режим отбывания осужденным.
На предварительном следствии Драт написал явку с повинной, в которой указал, что поджог совершили он и Валиков. Несколько осужденных также дали показания, изобличающие Валикова как поджигателя общежития.
В суде Валиков заявил, что заключенные его оговорили после избиения их сотрудниками спецназа. Он рассказал, что его тоже избивали, требуя признательных показаний. Валиков показал, что всю ночь 11 февраля находился на своем спальном месте и по сотовому телефону общался со знакомыми, читал почту и информацию, поступившую с различных интернет-сайтов. По словам обвиняемого, около пяти утра услышал крики о пожаре в соседнем общежитии.
Другой обвиняемый, Леонид Драт, в суде заявил, что в действительности пожар произошел из-за короткого замыкания, поскольку незадолго до этого сотрудники администрации ИК ломали розетки, установленные осужденными. Драт также указывал, что его и других заключенных сотрудники колонии избивали. Следы побоев отметили члены правозащитной комиссии «Коми-Пол», которым пожаловались родственники заключенных.
Драт на следствии вскрывал вены, чтобы не проходить проверку показаний на полиграфе, которую собирались провести в отсутствие его адвоката.
В суде отчасти нашли подтверждения слова Валикова, что в ночь пожара он выходил в интернет. Однако, как отмечено в приговоре, последнее его сообщение в соцсети «Одноклассники» произошло за час-полтора до возникновения пожара.
Сыктывкарский городской суд признал Валикова и Драта виновными в поджоге. Им было назначено наказание 4 и 2 года лишения свободы соответственно.
Адвокат подсудимых Александр Саратов не согласился с приговором, назвав в кассационной жалобе это уголовное дело полностью сфабрикованным. Он указал на различные нестыковки в показаниях свидетелей, а также нарушения, допущенные в ходе следствия.
Общественным защитником обвиняемого Валикова выступила член Общественной наблюдательной комиссии Ирина Виноградова. При рассмотрении дела в Верховном суде Коми она отметила нарушения со стороны администрации ИК-25: осужденные в колонии строгого режима пользуются запрещенными мобильными телефонами; камеры видеонаблюдения по несколько часов не видят совершающих обходы охранников; видеозаписи, которые противоречат позиции обвинения, уничтожаются; явку с повинной Драта писал сотрудник колонии.
Коллегия Верховного суда приговор отменила. Дело возвращено на новое рассмотрение в суде первой инстанции в ином составе.
Михаил ДАСЮК
комментарии посетителей (всего: 1) |
добавить комментарий |
|