Культура |
Пианист Александр Гиндин: "В зрелом возрасте поехать на конкурс - это уже победа"
С 24 по 26 сентября на сцене Государственного театра оперы и балета РК пройдет фестиваль «Шедевры и премьеры». В программе - Вивальди, Чайковский, Моцарт в исполнении знаменитых музыкантов и певцов. Среди тех, кто привезет в Сыктывкар «шедевры и премьеры», известный пианист Александр Гиндин. О своем отношении к профессиональным конкурсам и любви к Моцарту пианист рассказал в интервью МС.
- Что происходит сейчас в вашей творческой жизни? Всегда интересно услышать это из первых уст, поскольку официальные источники обычно несколько отстают от действительности.
- Буквально недавно возобновил Первый фортепианный концерт Прокофьева. Я играл его 7 августа в московском парке «Сокольники». Ровно 100 лет назад, день в день, 7 августа 1912 года, Сергей Прокофьев впервые играл свой Первый концерт на исторической концертной эстраде - ротонде парка «Сокольники». У нас получился исторический концерт, посвященный 100-летию выдающегося музыкального произведения. В начале августа я играл с Ансамблем солистов «Эрмитаж», мы выступали в Тарусе, на фестивале Святослава Рихтера (для меня всегда большое удовольствие с ними играть). Еще месяц назад я исполнил на фестивале «Радио Франс» в Монпелье, как я думаю, французскую премьеру Третьего фортепианного концерта Антона Рубинштейна – вещь, крайне редко исполняемая, я готовил ее специально к этому выступлению и надеюсь, что теперь и российские города заинтересуются идеей исполнения этого концерта. Насколько я знаю, со времен пианиста Иосифа Гофмана он не игрался нигде - ни у нас в стране, ни за рубежом.
В сентябре мне предстоит сыграть на открытии концертного сезона в Омске (это будет непосредственно перед фестивалем в Сыктывкаре), а сразу после фестиваля «Шедевры и премьеры» я еду в Самару. В сентябре же мне нужно выступить в спектакле «Бесы» у режиссера Юрия Петровича Любимова. Премьера этой постановки была в конце марта, это имело очень широкий резонанс и в прессе, и в среде любителей драматического и музыкального искусства. Вместе с вахтанговцами мы уже сыграли несколько спектаклей, а в конце сентября Юрию Любимову исполняется 95 лет, и на его юбилей вновь будут поставлены «Бесы». Конечно, для меня это совершенно новая форма работы. Поначалу было сильно боязно, поскольку объем задействованного музыкального материала огромен – спектакль идет около трех с половиной часов, и музыка играет все это время. Репетиционного времени не было почти совсем - я постоянно находился на гастролях, и фактически мы вышли на сцену с двух репетиций. Это было очень волнительно, но потом, когда входит в память и сознание пластика спектакля, уже начинаешь получать удовольствие от этого. После «Бесов» я отправлюсь на месяц в турне по Америке - запланировано несколько концертов в разных городах и штатах. Это только то, что будет в самом ближайшем будущем.
- В течение многих лет, вплоть до его ухода из жизни, вы играли в дуэте с выдающимся пианистом Николаем Петровым. Над какими из совместных проектов продолжаете сейчас работать и какие задуманные вместе с ним идеи планируете осуществить?
- Сейчас у меня появилась возможность выпустить на голландской фирме Piano Classics сольный диск, а затем я хотел бы издать нашу запись музыки Рахманинова с Николаем Арнольдовичем Петровым. Как ни странно, это наша с ним первая совместная запись еще от 2001 года, но, к сожалению, только сейчас у меня, что называется, дошли до нее руки. Кроме того, я сделаю все возможное, чтобы все нами выполненные и не выпущенные по разным причинам записи наконец были изданы.
- Вы стали самым молодым лауреатом Х Международного конкурса имени Чайковского. Что вам приносят победы на фортепианных конкурсах, и считаете ли вы необходимым участие в конкурсах для каждого музыканта-исполнителя?
- В зрелом возрасте поехать на конкурс – это уже победа. Вообще я считаю, что конкурсы нужны, и чем старше становлюсь, тем больше понимаю, что они необходимы. Это дает некую инъекцию в кровь – что-то вроде адреналина или витамина, - делает краски творческой жизни несколько ярче. Человек - такое существо, ему свойственно ко всему привыкать, а к ситуации боя привыкнуть нельзя. В определенный момент ему требуется моральная встряска. В разном возрасте это нужно для разных целей – для внутреннего роста, карьерного роста, поддержания нервной формы. Нервы надо тренировать так же, как пальцы и эмоциональную наполняющую; да и тренировка, и развитие им необходимы не меньше. Если упускать это из виду, то со временем начинаешь замечать, что ты уже не так хорошо управляешь нервами, как хотелось бы. Например, конкурс в Санта-Катарине в Бразилии – это очень далеко, это новые слушатели, новая аудитория. В Сыктывкаре я ни разу не был, и неудивительно, что слушатели в этом городе, наверное, не слишком хорошо знакомы с моим творчеством. Обвинять их в этом, по крайней мере, несправедливо. Я отчетливо осознаю, что нужно ехать туда самому, как я два года назад поехал в Кливленд, и американская публика меня узнала и, я надеюсь, полюбила. Во всяком случае, с той поры начались мои регулярные гастроли по США.
- На фестивале вы будете играть юношеский фортепианный концерт Моцарта. Что это за музыка, и чем она вас привлекает?
- Это произведение можно назвать хитом среди ранних концертов Моцарта, он очень популярен и во всем мире играется с большим удовольствием. Но, кстати говоря, это и самый большой, и самый трудный из моцартовских концертов и творчески, и виртуозно. Объясняется это необычной историей его создания. Концерт посвящен некоему человеку по фамилии Женом (что по-французски значит «молодой человек»), но на самом деле это была девушка, с которой, судя по всему, у Моцарта был некий сердечный альянс. И, работая над этим сочинением, он, по-видимому, хотел, как павлин, распустить свой красивый хвост – показать, какой он шикарный композитор, какой виртуозный и блестящий концерт он способен написать. Самое удивительное, что в этом произведении есть глубокая и трагическая вторая часть, и сам по себе концерт не только большой, но и многомерный.
- Вы не первый год сотрудничаете с оркестром Musica viva. Как складывалась история вашего общения с этим коллективом?
- С Musica viva я общаюсь столько лет, сколько себя помню. Дело в том, что у Александра Рудина я учился по классу камерного ансамбля в Московской консерватории. Дружим мы с тех самых пор и музицируем и с ним, и с Musica viva постоянно - это один из самых родных мне коллективов, нас объединяют не только долгие годы знакомства, но и количество сыгранного материала. Мы вместе участвовали и в филармоническом абонементе Николая Петрова, и в абонементах Московской консерватории. И каждый раз это было ощущение, как будто я возвращаюсь домой. Вообще играть с Сашей - огромное удовольствие (он - феноменальный музыкант) и по тому спокойствию, которое испытываешь на сцене, и по тонкости ощущений. Я страшно радуюсь, когда мне доводится с ним выступать.
Александр Гиндин: родился в 1977 году в Москве. В 1999 году с отличием окончил Московскую консерваторию. Еще до поступления в консерваторию, в возрасте 17 лет, стал лауреатом IV премии Х Международного конкурса имени П.И. Чайковского, а в 1999 году – лауреатом II премии Международного конкурса пианистов имени Королевы Елизаветы в Брюсселе. C 1996 года Александр Гиндин – солист Московской государственной академической филармонии. В 2006 году пианист был удостоен звания «Заслуженный артист России». Беседовал Виктор ЕРЕМИН
добавить комментарий |
|